П.С.Бойцов

на главную страницу

Бойцов Петр Соймонович (Самойлович). Мы очень мало знаем об этом выдающемся архитекторе. Его постройки в Барвихе, Муромцеве, Васильевском, Успенском напоминают прекрасные замки из чудесных сказок. А ведь он еще строил и в Москве, и в Нижнем, строил с размахом и роскошью, в основном для родовой аристократии. Так кто же этот человек, даже годы жизни которого точно неизвестны (конец 1840-х - после 1917)? Просто ученый рисовальщик, неизвестно где получивший художественное образование, или талантливый художник с потрясающим пространственным воображением и удивительной тонкостью рисунка? Известно, что в конце 1860-х - начале 1880-х годов он работал в Нижнем Новгороде, где построил особняк С.М.Рукавишникова (1877)и был помошником Р.Я.Килевейна при сооружении Александро-Невского собора на Нижегородской ярмарке. На Всероссийской Художественно-промышленной выставке 1882 в Москве получил серебряную медаль за рисунки мебели и архитектурные работы. В то время Бойцов создал немало эскизов для известной московской мебельной фабрики П.А.Шмидта, на дочери которого был женат. (Всем нам с детства больше известен сын фабриканта - лейтенант Петр Петрович Шмидт, расстрелянный после Севастопольского восстания 1905 года.) Бойцов работал над декоративным убранством интерьеров, сотрудничая не только с фабрикой П.А.Шмидта, но и с московской скульптурной мастерской А.С.Козлова, с живописцем А.А.Томашки.
Что касается архитектурной практики, то, несмотря на отсутствие свидетельства на производство строительных работ, Бойцов много строил. Проекты "подмосковных" выполнены довольно рано. Дом кн. А.Г.Щербатова в селе Васильевское (Марьина гора) возведен в 1881-1884 годах, дом кн. В.А.Святополк-Четвертинского - тоже в начале 1880-х, особняк Н.А.Веригиной в Подушкино (Барвиха) - в 1885-1887. В 1884 - 1889 был выстроен великолепный дворцовый комплекс в имении В.С.Храповицкого Муромцево (Владимирская область). В 1890 году Бойцов просил Императорскую Академию Художеств присвоить ему звание академика за выполненные работы, но получил отказ. Несмотря на это, в 1890-1895 он безвоздмездно участвовал в проектировании ряда залов Исторического музея. А в 1896 году в числе наиболее известных архитекторов Москвы участвовал в оформлении города к коронации Николая II (оформлял Театральную и Лубянскую пл., Китайский пр., выстроил павильон на Воробьевых горах). В 1898 Бойцов выполнил конкурсный проект музея Изящных искусств в Москве, награжденный поощрительной золотой медалью. Прект Бойцова был использован Р.И.Клейном и факически определил облик будущего здания.

Прожив большую часть жизни в Москве, Бойцов спроектировал здесь ряд богатых особняков: кн. Б.В.Святополк-Четвертинского (Поварская, 50)- 1887, П.А.Шмидта (Пресня, не сохранился), Сабашниковых (Арбат, не сохранился), С.П.Берга (Денежный пер., 5) - 1897, собственный дом (Спиридоновка, 14 и 16) - 1901-1903. Кроме того им была выполнена отделка интерьеров многих особняков. В Киеве он спроектировал музей древностей и дом Терещенко. Строительные работы по проектам Бойцова вели, как правило, приглашенные им архитекторы (А.Венсан, Н.Мемнонов, А.Флодин и др.),т.к. свидетельство на право производства работ так и не было получено. В 1900-е годы следы творческой деятельности Бойцова теряются, в 1920-е годы в Москве еще жила его сестра, а потом... Кто знает...
Бойцов с удивительной свободой работал практически в любых стилях. Его постройки заставляют пересмотреть бытующее, отчасти несколько пренебрежительное, отношение к так называемому "периоду эклектики". Любой стиль и даже смешение стилей допустимо, если в результате получается гармоничное и талантливое произведение.

В особенности Бойцову удавались стилизации по мотивам английской и французской неоготики XIX века. Ассиметричные свободные композиции "готичеких" замков давали простор бурной фантазии и развитому пространственному воображению. Возникали настоящие шедевры, гармонично вписанные в среднерусский пейзаж или городскую застройку и сравнимые разве что с ранними работами Ф.О.Шехтеля. Бойцов не оставил построек в стиле модерн, но во многих его произведениях проступат черты только зарождавшегося тогда последнего "большого стиля". По мнению М.В.Нащокиной, "будучи эклектиком по своим убеждениям и творческому методу, в своих объемно-пространственных, композиционных и декоративных решениях предвосхитил и развил многие формальные приемы модерна". Каждая постройка Бойцова уникальна, увидев одну - хочется найти еще и еще. А ведь он строил в Тульской, Тамбовской, Нижегородской, Курской губерниях. Может, еще ждут впереди удивительные открытия прекрасных творений талантливого зодчего...


Библиография:

Нащекина М.В. Архитекторы московского модерна. Творческие портреты. М.,1998
Зодчие Москвы времени эклектики, модерна и неоклассицизма (1830-е - 1917 годы).М., 1998



Нижний Новгород. Одна из первых построек Бойцова - особняк Рукавишникова (Верхневолжская набережная, д.7, недалеко от гостиницы "Волжский откос"). Сейчас в этом здании художественный музей.
Проект музея Изящных искусств в Москве. Проект получил золотую медаль и был принят комиссией за основу будущего здания. Но, поскольку руководство работами было поручено Р.И.Клейну, имя автора первоначального проекта осталось в тени...

Собственный доходный дом на Спиридоновке в Москве. Над аттиком - огромная фигура льва. Сейчас в доме посольство Кореи, так что осмотр интерьеров весьма проблематичен.
Муромцево
Барвиха
Васильевское
Успенское