Осташево
главная
Опубликовано: очень давно
Осташево - старое, большое, неуютное село, известное еще с XV века. Когда-то были у него и другие названия: Успенское, Старое Долголядье. А.Н.Греч предполагает, что в XVIII веке при Урусовых осташевская усадьба находилась на противоположном берегу реки Рузы: "Здесь, судя по плану, был дом колонный, фигурный водоем с островом посередине и церковь..." Нынешние постройки, стоящие на берегу Рузского водохранилища,связаны с именем князя А.В.Урусова, по заказу которого в 1790-х годах здесь был создан усадебный комплекс. Возможно, к разработке общего замысла привлекался Р.Р.Казаков, работавший в это время в московском доме А.В.Урусова. От тех времен сохранились 2 одноэтажных флигеля, дом управляющего и конторский флигель, а также 2 псевдоготические въездные башни.

В 1813 году усадьба перешла во владение пасынка А.В.Урусова - крупного военоначальника Н.Н.Муравьева, участника Отечественной войны 1812 г. При нем был выстроен огромный псевдоготический конный двор. Н.Н.Муравьев был основателем Московского училища колонновожатых (офицеров Генерального штаба). В Осташеве проходили летнюю практику будущие офицеры Генштаба. Многие из них стали декабристами, в том числе и сын владельца усадьбы - Александр Муравьев. Здесь, на берегу Рузы, проходили тайные встречи декабристов.

Во второй половине XIX века усадьба сменила несколько хозяев, это были: помещик Н.П.Шипов, генерал А.А.Непокойчитский, промышленник А.Г.Кузнецов. Последний период жизни усадьбы связан с именем внука Николая I - великого князя Константина Константиновича Романова, семье которого принадлежало Осташево с 1903 по 1917 год. Интересна и необычна личность самого великого князя: профессиональный военный, герой русско-турецкой войны (1877 г.), командир лейб-гвардии Преображенского полка,президент Императорской Академии Наук, он известен нам скорее по псевдониму "К.Р.". Так подписывал свои стихи единственный выдающийся поэт царской семьи рубежа веков, лауреат Пушкинской премии, мечтавший о тишине и спокойствии, найденном им хоть ненадолго в Осташеве.
"Усталый сын земли, в дни суетных забот,
Средь мелочных обид и светского волненья,
У озера в лесу ищу уединенья."
Сейчас стихи Константина Константиновича входят в антологию поэзии серебрянного века. Музыку к его стихам писали П.И.Чайковский, С.В.Рахманинов, А.К.Глазунов, Р.М.Глиэр;популярной песней было стихотворение "Умер бедняга в больнице военной". Интересно, что крупнейшее произведение "августейшего поэта" - мистерия "Царь Иудейский" (1913) была запрещена к постановке Синодом. Лишь по личному разрешению царя пьеса была поставлена любительским придворным театром, Константин Константинович сам исполнял одну из ролей. Великий князь умер в 1915 году, после гибели на войне сына Олега - тоже поэта. Вскоре революция жестоко расправилась с его семьей: три оставшихся сына (Иоанн, Игорь и Константин) вместе с другими Романовыми были сброшены в шахту под Алапаевском. Сам Константин Константинович думал, что семья его обретет вечный покой в Осташеве, где после смерти Олега была построена церковь-усыпальница Романоых. Больно сжимается сердце при виде этого храма-руины сегодня. Кажутся невольным пророчеством стихи самого К.Р.:
"Когда креста нести нет мочи,
Когда тоски не побороть,
Мы к небесам возводим очи,
Творя молитву дни и ночи,
Чтобы помиловал Господь."


Библиография:

Греч А.Н. Венок усадьбам //Памятники Отечества. М.,1995
Памятники архитектуры Московской области. Вып.1. М.,1988
Чижков А.Б. Подмосковные усадьбы сегодня. М.,2000
Русская поэзия серебряного века, 1890-1917: Антология.М., 1993
От главной площади села Осташево липовая аллея ведет нас мимо единственного сохранившегося обелиска к бывшим въездным воротам парадного двора. От них сохранились псевдоготические двухъярусные башни, очень похожие на въездные башни Петровского дворца в Москве. Снаружи квадратные, внутри восьмигранные помещения перекрыты сомкнутым сводом. Цилиндрический верх когда-то завершался короной из зубцов.
Тогда же, в конце XVIII века, по сторонам от ворот были выстроены два флигеля ( контора и дом управляющего) со стрельчатыми окнами и псевдоготическими башнями , напоминающими смотровые вышки. "Г"-образные флигеля, замыкающие по углам парадный двор, когда-то имитировали крепостные сооружения, что характерно для эпохи романтизма.
От въездных ворот по аллее можно было пройти к главному дому. К сожалению, он не сохранился. Его место заняла безликая постройка 1950-х годов, в которой расположен краеведческий музей. Но можно представить себе там, за деревьями - двухэтажное величественное здание с бельведером и четырехколонным тосканским портиком, к которому ведет со двора изящная лестница.
С домом были соединены переходами два скромных жилых флигеля конца XVIII века, сильно перестроенные в 1950-е годы. Флигели, "Г"-образные в плане, когда-то имели на поперечной оси нарядные павильоны, служившие для прохода в парк. Каждый павильон был увенчан деревянным бельведером с высоким шпилем.
Конный двор в Осташеве поражает своим размахом. Он был построен при Н.Н.Муравьеве в 1840-х годах в псевдоготическом стиле. К центру усадьбы обращена многоярусная проездная башня, являющаяся осью симметрии главного фасада.
Одноэтажное здание конного двора состоит из двух длинных крыльев, соединенных под прямым углом. Боковой фасад, растянутый вдоль въездной аллеи, украшен псевдоготическими деталями. Стена состоит как-бы из трех одинаковых секций с воротами в центре и окнами по сторонам.
Главный фасад с огромной проездной башней представляет собой также одноэтажную постройку, фланги которой украшены ризалитами со щипцом.
Доминантой всего ансамбля бесспорно служит надвратная башня с часами, украшенная ажурными арками, пинаклями, стрельчатыми наличниками, зубцами. Сейчас в ней располагается местный Дом культуры.
На самом берегу Рузского водохранилища, на "Васюткиной горке" печально стоит последняя по времени постройка усадьбы. Здесь по проекту М.М.Перетятковича и С.М.Дешевова в 1915 году была сооружена церковь в неорусском стиле.
Четырехстолпный одноглавый храм создан по образцу псковско-новгородских церквей. Характерна и двухпролетная звонница, примыкающая к юго-восточному углу церкви. Скупое наружное убранство подчеркивает строгость форм всей постройки.
Храм проектировался как усыпальница Романовых после смерти Олега, сына последнего владельца усадьбы, великого князя Константина Константиновича. Как и отец (известный поэт с псевдонимом "К.Р."), Олег тоже писал стихи, но началась Первая мировая война,и он ушел добровольцем на фронт. По некоторым сведениям, сын великого князя был захоронен в этой церкви во имя князя Олега и Серафима Саровского,что в общем-то мало вероятно, так как храм освящен не был.
Внутри церкви не сохранилось росписей, их и не было; вдоль стен размещались саркофаги, ныне зверски выломанные. Утрачены также вмурованные в кладку надгробные доски. Теперь отсюда виден сильно заросший пейзажный парк.
При устройстве водохранилища нижняя часть парка с прудами была затоплена, и сейчас берег вплотную подходит к усадьбе и храму. Зимним вечером, на закате, невольно вспомнаются стихи последнего владельца Осташева, великого князя Константина Константиновича:
"О, тишина
Глуши безмолвной, безмятежной!
О, белизна
Лугов под пеленою снежной!
О, чистота
Прозрачных струй обледенелых!
О, красота
Рощ и лесов заиндевелых!
Как хороша
Зимы чарующая греза!
Усни, душа,
Как спят сугробы, пруд, березы..."
prevent_small_width
Проехать в Осташево из Москвы можно как по Рижскому шоссе через Волоколамск, так и по Минскому через Дорохово и Рузу (по большому кольцу А-108). Рузу лучше объехать,в конце объезда будет указатель на Осташево. На въезде в Осташево обе дороги соединяются (рузская пристыковывается к волоколамской). Чуть далше основная дорога делает левый поворот, а прямо продолжается главная аллея усадьбы, в которую и надо въехать.