Акменрагский маяк
на главную страницу

К северу от Лиепаи, там, где берег Балтийского моря поворачивает на северо-восток, стоит один из самых высоких маяков Латвии. Место это называется Акменсрагс, в переводе на русский - "каменный мыс". Название, на первый взгляд, не совсем понятно - по обе стороны маяка тянется бесконечный песчаный пляж. Камни, однако, имются под водой: от маяка на северо-запад простирается каменистая подводная мель. Да и сама башня маяка, вероятно, не на песке стоит.

Кругом дюны и сосновые леса. По лесным дорожкам можно подобраться к морю, но для недоприводных машин не все здешние проселки проходимы - песок. Словом, местность довольно глухая и бездорожная, и, в свое время, это создавало дополнительные трудности строителям маяка. Но маяк здесь был необходим.

Впервые он был построен в 1885 году, сначала - деревянный, затем - каменный. В начале Первой Мировой войны многие маяки, чтобы усложнить навигацию для неприятеля, были ликвидированы, оборудование демонтировано, а сами башни маяков разрушены. Не избежал этой участи и маяк на мысу Акменсрагс. От башни маяка остался только шестиметровый гранитный цоколь.

Восстанавливать маяк пришлось уже независимому Латвийскому государству. Работы начались в 1920 году. Строительные материалы доставлялись морем, а вблизи маяка перегружались на специальные понтоны, чтобы преодолеть мелководье у берега. Несмотря на сложное послевоенное время, нехватку денег и строительных материалов, в августе 1921 года была возведена башня. Полностью работы по восстановлению маяка, включая все необходимые сооружения, были закончены в 1924 году.

Нынешние смотрители маяка доброжелательны и рады туристам. За относительно небольшую плату можно подняться по крутой винтовой лестнице на башню маяка, а спустившись, послушать рассказ о местном янтаре, рассмотрев и подержав в руках наиболее интересные образцы.

Здесь совсем другая жизнь - на краю леса и на краю земли. Невольно примеряя эту жизнь на себя, сочувствуешь обитателям маяка, и - завидуешь им. Стоят ли все наши мегаполисы одного здешнего вечера, когда в налетевшем тумане исчезает лес, постройки, и даже верхушка маяка - и ты остаешься один в этом мире, и край его совсем близко, сразу за белой пеленой. Только где-то рядом чуть слышно море...


Библиография:


http://www.vietas.lv/index.php?p=10&id=22 - об истории маяка (на латышском языке)



Маяк стоит у излома бесконечного песчаного берега, среди лесов и невысоких дюн.
Дикие лебеди - довольно типичные обитатели балтийских прибрежных вод. Их навигационные системы весьма совершенны и обходятся безо всяких маяков. Хотя, наверное, лишний ориентир им тоже не мешает.
Винтовая лестница особенно внушительно выглядит сверху. Конечно, высота в 37 метров (это над морем, от земли чуть ниже) по нынешним временам не рекордная. Однако, если, например, двенадцатиэтажный дом щадит наше воображение, разбивая лестницы на утомительно повторяющиеся одинаковые пролеты, маяк показывает свою высоту сразу, бесконечной спиралью, уходящей из поднебесного мира к миру земному.
Герметичный люк в помещение маяка открывается не без усилия.
После темной лесничной башни здесь - царство света.
другой люк ведет на круговой балкон, с которого открываются далекие виды на побережье.
На верхушке маяка - флюгер, отмечающий год окончания строительства башни маяка.
Вечером неизвестно откуда налетает туман. Исчезает лес вокруг, башня маяка, еще таинственнее выглядят деревянные идолы, ревниво охраняющие поленницу с дровами. Становится холодно, но почему-то хочется помедлить, расставаясь с маяком и его обитателями. Вдохнуть на прощанье глоток тумана...
GPS-точки в текстовом формате OZIExplorer
(имена на схеме указаны зеленым).
GPS-точки в формате Google kml
GPS-трек в текстовом формате OZIExplorer.
GPS-трек в формате Google kmz.
Чтобы попасть к маяку, нужно каким-либо образом выехать (например, повернув налево в точке 2BAKA1) на грунтовую дорогу, идущую параллельно шоссе Лиепая-Вентспилс, но ближе к морю. Сначала дорога гравийная, в лесу на подъезде к маяку она становится проселочной с довольно внушительными лужами, которые, однако, опасности не представляют. Налево будет несколько проселочных ответвлений к морю, некоторые из них проезжие для недопривода (один из них попал на трек, не перепутайте с поворотом к маяку). Наконец, поворот налево (2BAKA3) к маяку (BAKA), есть указатель. Выезжать на шоссе напрямую от маяка на восток нам отсоветовали - говорят, там имеются сомнительные для обычного автомобиля песчаные участки. Так что, вероятно, самый надежный путь - только что описанная параллельная берегу грунтовка.