Бологое
главная
Опубликовано: 2009-04-05
А есть ли город Бологое? Все вспоминают станцию, ощущение от которой сугубо ночное (днем Бологое мало кто видел). Поезд Москва-Петербург (Петербург-Москва) стоит здесь 10 минут. И все же - в этом городе есть что посмотреть, правда-правда!
Немного истории. Ну про I тысячелетие до н.э. и фино-угорские племена вспоминать не будем.Начнем с Новгородской республики, в состав которой земли вокруг озера Бологое входиди до XV века (первое упоминание Бологовского погоста встречается в Новгородской писцовой книге 1495). В конце XV века местность это вошла в состав Московского государства, которому земли были не слишком нужны, а значит и осваивать их сильно не торопились. С 1708 года Бологое - в составе Ингерманландской губернии; с 1719 - Новгородской провинции Санкт-Петербургской губернии; с 1772 - Валдайского уезда Новгородской губернии. Бологое было на полпути из одной столицы в другую, к тому же природные условия здесь более чем благодатны (куча озер, сосновый лес, горочки и пригорки). Поэтому во второй половине XVIII века здесь стали возникать дворянские усадьбы. Ну а после строительства Петербургско-Московской железной дороги (1843-1851) экономическое и социальное развитие Бологого пошло ускоренными темпами. Вдоль северного берега озера Бологое был выстроен комплекс железнодорожной станции и пристанционный поселок. По берегам озера продолжали образовываться и дворянские усадьбы. Особой известностью пользовалась усадьба князей Путятиных, ставшая местным культурным центром. Здесь бывали художник Н.К.Рерих, археолог А.А.Спицын, фольклорист А.Ф.Гильфердинг и другие. Летом 1917 года усадьба сгорела. В конце XIX- начале ХХ века местность между озером Бологое и станцией была застроена и образовала центр современного Бологого. Нынешний город сложился из деревень Бологое, Медведево, Огрызково, Борки, Новая горка и др. К рубежу веков образовались довольно правильные кварталы жилой застройки и две полощади: Соборная (Александровская) и Торговая. Доминантой города стал Покровский собор, возведенный на Александровской площади в 1885 году (разрушен в 1932). Градообразующим оставался комплекс железнодорожных строений. В связи с увеличившимся количеством перевозок многое было перестроено; здание вокзала надстроено вторым этажем, возникли новые служебные и жилые постройки. В 1890-х годах появились лесопильный и два кирпичных завода с примыкающими к ним слободами. В 1900 году был разработан очередной проект реконструкции (утвержден в 1908), по которому возведены дистанция сигнальной тяги; водонапорная башня, будки путевых обходчиков и т.п. Тогда же сложился комплекс железнодорожных построек на станции Медведево (вошедшей в состав Бологовского узла) и станции Бологое-2. Кроме того строились церкви, купеческие дома, просто жилые дома, усадьбы, дачи. Население Бологого к 1917 составляло 15-16 тысяч человек, что превосходило многие города Новгородской губернии. После революции город продолжал развиваться как крупный железнодорожный центр. Во время Великой Отечественной войны Бологое было сильно разрушено бомбардировками. Сейчас город смотрится довольно гармонично, новое соседствует со старым, не слишком навязываясь. Прогулка по городу (особенно по центральной части) приятна, осмотр сохранившихся железнодорожных раритетов бесспорно интересен (особое удовольствие для любителей). Ну а находящаяся в черте города в сосновом лесу дача инженера Рашевского мало кого оставит равнодушным. Самое красивое в Бологом, конечно, озеро. Огромное, с живописными берегами, местами покрытыми лесом, оно просто великолепно (даже зимой). Да и сам городок не просто существует, а является симпатичным населенным пунктом, со своим железножорожным (и не только) шармом.


Библиография:

Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Тверская область. Ч.2, М., 2006
Илья Криштул. Бологое
Известно, что в 1735 году в Болгом была возведена деревянная церковь Покрова Богородицы (не сохранилась). Рядом с ней в 1801-1808 годах по заказу помещика И.А.Мельницкого выстроили Троицкий храм, выдержанный в строгих формах классицизма.
Жилой дом купца Рябинина возведен в последней четверти XIX века в стиле эклектики. Украшением постройки служат рустованные наличники, обрамляющие окна второго этажа, а также карниз и филенчатые пилястры. Здание стоит на старейшей площади города.
Это Торговая площадь, ныне носящая имя Ленина. В центре площади сооружен памятник великому вождю, взирающему со своих высот на озеро Бологое.
Второй старейшей площадью являестя Соборная или Александровская (ныне Советская). Она окружена симпатичными купеческими особняками, возведенными в конце XIX - начале ХХ веков. Выстроенный в 1910-х дом купца Артемьева украшен фигурным аттиком с шатром и шпилем.
Не менее выразителен и дом лесоторговца и строительного подрядчика Семена Константиновича Мельникова. По местным масштабам дом можно назвать "доходным": в полуподвальном этаже размещалась булочная-кондитерская; на первом - модный магазин и шляпная мастерская; на втором - жил хозяин с семьей.
В советское время дом подвергся некоторой перестройке. Проемы на западном фасаде заложены, с восточной стороны пристроено крыльцо; изменена внутренняя планировка.
Но, по счастью, сохранился внешний декор с использованием антропоморфных мотивов. Особенно хороши наличники окон второго этажа, украшенные гирляндами из листьев и миниатюрными атлантами.
На северном берегу озера стоит поминальная часовня, выстроенная в 1912 году на месте кинотеатра, при пожале которого в 1911 погибло много народа. Постройка выполнена в русско-византийском стиле.
Неподалеку от часовни - современный памятник, возведенный к 500-летию Бологого. Небольшая стелла со стилизованным декором органично вписалась в городской пейзаж, свидетельствуя о неравнодушии горожан к своему прошлому.
О главной городской достопримечательности - комплексе железнодородных построек - надо бы сделать отдельный сюжет (оставим его специальным сайтам любителей железных дорог). Комплекс растянулся на несколько километров и выглядит довольно впечатляюще.
Вокзал был выстроен в середине XIX века по типовому проекту для вокзалов островного типа 1 класса. Это был одноэтажный вытянутый корпус с закругленными торцами. В 1870-е годы надстроен второй этаж, а к началу ХХ века вокзал удлинили в западном направлении. Современное здание сохранило в основе первоначальную постройку.
Кольцевое (круглое) депо было выстроено по типовому проекту в формах эклектики. Сохранилась северная часть круглого сооружения, когда-то увенчанного железным куполом и световым фонарем. Паровозные стойла (ячейки для локомотивов) были замкнуты в кольцо с поворотным кругом в центре.
Рядом находится технический корпус кольцевого депо. Большая асть его окон растесана, и все же по нему можно составить представление о типичной пристанционной архитектуре.
Интересно и здание пакгауза, не лишенное архитектурных изысков. Это одноэтажная оштукатуренная постройка, вытянутая вдоль железнодорожных путей. Здесь складировались грузы в ожидании дальнейшей транспортировки.
Пристанционный поселок состоял из одно- и двух- этажных деревянных домов разных типов. Все они сложены из крупных бревен, обшитых тесом, имеют кирпичный цоколь; многие имеют ризалиты и треугольные фронтоны.
Одним из самых впечатляющих построек является водонапорная башня, выстроенная по индивидуальному проекту под влиянием стиля модерн. Кирпичное четырехъярусное восьмигранное сооружение завершается цилиндрическим объемом из бетонных блоков и восьмигранной кровлей. Окна четвертого яруса имеют оригинальную каплевидную форму.
На окраине города, на Красной горке, стоит дача инженера Рашевского. Ныне это территория больницы, и в самой постройке располагается подстанция скорой помощи. Но это не мешает осмотру памятника.
Инженер Рашевский, строитель Московской окружной железной дороги, выстроил дачу по собственному проекту в живописной холмистой местности среди соснового леса, который вокруг дома был преобразован в пейзажный парк с системой дорожек.
Кирпичный дом стоит на цоколе из гранитных блоков. Парадный вход расположен с северной стороны и смотрит на небольшое озеро Озеревки, находящееся у подножия горы.
В южной части дома расположена каркасная застекленная веранда. Внизу, на дне глубокой впадины, прямоугольный пруд, обсаженный елями. На склоне холма (между домом и прудом) были устроены террасы, соединенные бетонной лестницей.
К северо-востоку от главного дома сохранился деревянный одноэтажный флигель, крытый на два ската. Щипцовые фронтоны на западном и восточном фасадах со сложными подвесными конструкциями завершены шпилями.
И все же главным украшением Бологого является озеро, гладь которого дает отдых глазу. В целом, перед нами приятный и симпатичный городок, а не только серединная остановка на пути из Петербурга в Москву и обратно.
prevent_small_width
Проезд на автомобиле по шоссе Москва-Петербург, затем (если смотреть из Москвы) направо напротив станции Куженкино. В самом городе указателей нет, однако мы надеемся, что по приведенной схеме можно будет сориентироваться. Поворот налево к "даче Рашевского" (если в заозерную часть города въехать из центра через мост) будет после сразу после окончания разделительного газона (участок улицы с газоном обозначен на схеме толстой линией) На повороте есть невнятный указатель на больницу, на территории которой и расположена "дача".

Интересно, что из Бологого вдоль Октябрьской железной дороги на север можно доехать не только до станции Березайка, но и до Лыкошина. Шоссе из Березайки в Лыкошино, отсутстующее на большинстве карт, проходит с западной стороны железной дороги (то есть, если ехать от Бологого, в Березайке железную дорогу надо пересечь)