Холуй

на главную страницу

Стариннное село Холуй, знаменитое своим традиционным промыслом - искусством лаковой миниатюры, живописно раскинулось по обоим берегам Тезы недалеко от ее впадения в Клязьму. "Раскинулось" - весьма точное слово, дома живописно разбежались по возвышениям берега без какого-либо строгого плана, спасаясь от весенних половодий. С рекой здесь связано многое, даже название: слово "холуй" (ударение на первый слог!), означает, по одной версии, болотистый речной берег, куда во время разлива реки прибивает всякий мусор; по другой версии "холуй" - плетеная из веток запруда для рыбы. Весной река обрекает жителей на совсем уж венецианский образ жизни: без лодки и болотников за порог - ни шагу. Конечно, холуйская "аква альта", в отличие от венецианской, вполне предсказуема, но бывает разрушительной. Так, в апреле 2011 года в Холуе снесло мост через Тезу. Восстановлен он был только осенью. Новый мост пока стоит, но и его затопило в следующий паводок, так что автомобильное сообщение между обеими половинами села весной все равно нарушается. В это время, чтобы посетить музей, расположеный на левом берегу, нужно подъезжать со стороны Южи, дорога через Ковров (кратчайшая из Москвы) доведет только до правобережья.

История поселения уходит в глубокую древность, когда на берегу реки Теза (вблизи ее впадения в Клязьму) появились первые жители. По преданиям, люди обосновались здесь в XIII веке, однако первое документальное упоминание встречается в 1546 году в жалованной грамоге Ивана Грозного Троице-Сергиеву монастырю. В XVII веке Холуй считался слободой и принадлежал Дмитрию Пожарскому, получившему это владение от царя Михаила Федоровича. По завещанию Д.М.Пожарского в 1650 году поблизости была основана Борковская пустынь. При Петре I на реке Тезе устроили систему шлюзов, существовавшую до 1731 года. При возобновлении системы в 1837 году один из шлюзов был построен в Холуе. Долгое время село было одним из центров ярмарочной торговли. В середине XIX века для ярмарочных целей в Холуе был возведен деревянный гостиный двор на 300 мест. Однако многие уходили торговать на сторону, т.е. становились коробейниками-"офенями".

Холуй сохранил до наших дней свою первоначальную планировку, которая сложилась несколько необычным образом. Из-за весенних разливов реки Тезы дома можно было строить лишь на возвышенных местах, т.к. остальная низкая болотистая местность просто уходила (и уходит по сей день) весной под воду. В центре села сохранился храмовый комплекс, состоящий из Троицкой (1748-1750 гг.) и Введенской (1775) церквей. Самая старая - Тихвинская церковь (1739), стоявшая напротив на другом берегу реки, в 1930 году была разобрана.

До революции Холуй славился своими иконами. В 1882 году здесь открылись рисовальные классы, преобразованные в 1884-1885 гг. в школу иконописи. В 1892 году в Холуй приехал академик живописи А.А.Харламов, который возглавил школу и реформировал прекодавание в ней, введя письмо с натуры, изучение анатомии человеческого тела и т.п. Не всем нравилась его система преподавания, через некоторое время он покинул Холуй, но харламовские иконы стали частью здешней истории. После Октябрьской революции 1917 года село, большая часть жителей которого специализировалось на иконописании, попало в сложную ситуацию. Глядя на соседей из Мстеры и Палеха, холуйские мастера начали осваивать роспись предметов быта. Лаковая миниатюра постепенно пришла на смену иконописи. Сначала в Холуе был филиал мстерской артели, а в 1934 году здесь открылась своя художественная артель по производству лаковой миниатюры (в основном, шкатулок, портсигаров, пудрениц). Сохранялись и традиции народной вышивки гладью. В 1959 году силами местных энтузиастов в Холуе открылся музей, где собраны уцелевшие местные иконы, работы мастеров лаковой миниатюры и вышивальщиц. Музей пополняет свою коллекцию современными работами и проводит экскурсии для интересующихся туристов, даже если их всего несколько человек. Если заранее созвониться, можно попасть в музей в любое время, доброжелательные сотрудники покажут и расскажут много интересного. Уезжать из Холуя не хочется, зимой здесь красиво, просторно и как-то очень по-русски.


Библиография:

Свод памятников архитектуры и монументального искусства. Ивановская область. Часть 3. М., 2000
http://kholuy-muzeum.ru/



В центре села на левом (северном) берегу реки Теза расположен храмовый комплекс, состояший из летней Троицкой и зимней Введенской церквей, сторожки, ограды с угловой башенкой, двумя часовнями и воротами.
Троицкая церковь возведена в 1748-1750 гг. К церкви типа восьмерик на четверике примыкает короткая квадратная трапезная.
С запада к трапезной примыкает ярусная колокольня с низким четвериком и восьмигранным столпом. Колокольня имеет оригинальное завершение: над ярусом звона расположен узкий усеченный шатер, на который поставлен восьмерик, венчающийся восьмигранным шпилем, как бы продолжающим шатер.
Раньше на противоположной стороне реки стоял Тихвинский храм. Оригинальный деревянный мост сооружен в 2011 году вместо унесенного половодьем предыдущего. Этим объясняется усиленная конструкция моста с входящими в воду наискось бревнами, вероятно, предназначенными для разбивания весеннего льда.
На берегу Тезы стоит и придорожная кирпичная часовня Александра Невского, построенная в 1882 году в память императора Александра II.
Сама река Теза довольно широка. Сельские дома стоят на некотором расстоянии от реки, что связано с весенними разливами.
Застройка Холуя преимущественно деревянная с резными элементами декора: наличниками, крылечками.
Есть здесь свой теремок с расписным забором, внутри можно посмотреть на процесс работы мастера лаковой миниатюры и приобрести сувениры.
Главной достопримечательностью можно считать Государственный музей Холуйского искусства, ради которого стоит прихать сюда.
В музее расскажут об истории Холуя, традициях иконописания и лаковой миниатюры, покажут все нюансы работы холуйских мастеров.
В музее собрана огромная коллекция местных икон. Иконы "харламовского" письма отличаются более реалистичным (даже академичным) исполнением, некоторым отходом от старых иконописных традиций.
Интересна коллекция деревянной резьбы на религиозные сюжеты, лишь небольшая часть которой находится в экспозиции.
Уникальные вышитые оклады икон свидетельствуют о мастерстве местных вышивальщиц.
Образцы лаковой миниатюры мало кого оставят равнодушным: музей обладает уникальной коллекций шкатулок от 1940-х годов до наших дней.
Современные работы вызывают не меньше восхищения, чем старинные. Чувствуется, что искусство Холуя развивается, ищет новые направления, не утрачивая своего мастерства и очарования.
Проезд:
GPS-точки в текстовом формате OZIExplorer
(имена на схеме указаны зеленым).
GPS-точки в формате Google kml
GPS-трек в текстовом формате OZIExplorer.
GPS-трек в формате Google kmz.
Со стороны Москвы кратчайшая дорога - по Нижегородскому шоссе через Владимир и Ковров. Из Коврова - еще немного по шоссе на Иваново, затем, уже в Ивановской области, направо (путевая точка 2HOLU3) на местную дорогу, ведущую прямиком в Холуй. Дорога эта грунтовая, но, говорят, проезжая в любой сезон. Зимой она ровнее и приятнее (ее даже временами чистят).

Если этот путь по каким-то причинам не подходит - тогда объезд через Шую и Южу. В Юже нужно два раза повернуть направо: первый раз у бензоколонки (путевая точка 2HOLU1, есть указатель на Холуй) и вскоре второй раз (2HOLU2, указателя нет)

Напомним также, что музей Холуйского искусства (путевая точка HMUZEJ) находится на левом (восточном) берегу, в ряду домов, стоящих вдоль набережной (то есть на участке дороги между часовней и церковью). Обязательно позвоните туда за несколько дней до предполагаемого визита - музей работает только тогда, когда ожидаются посетители. Телефон можно узнать на сайте (в январе 2013 года - 8(49347) 2-91-52). В силу укаанной специфики работы телефон может и не отвечать, однако несколько звонков в случайные моменты времени должны привести к успеху (нам, правда, повезло, и мы дозвонились сразу).

Трек приведен от Южи до выезда на шоссе Ковров- Шуя.

Вернуться к теме:

Ивановская область