Старожилово
на главную страницу

Среди архитектурных достопримечательностей Рязанщины конца XIX века не последнее место занимает Старожилово. Огромный комплекс построек, расположенный на 15 гектарах бывшего дервизовского имения, был создан в 1895 году. П.П.Дервиз был образованнейшим человеком своего времени; серьезно увлекаясь музыкой, он даже ставил у себя сложные оперные спектакли. Но в Старожилове основным стало другое увлечение Дервиза - лошади. Достаточно сказать, что хозяин старожиловских угодий был вице-президентом Рязанского общества поощрения коннозаводства. И конечно, у себя он выстроил великолепный конный завод, поражающий и сейчас своим размахом и красотой. Весь комплекс был сооружен в модном в то время национально-средневековом духе с псевдоготическими элементами. Интересно, что и ныне здесь размещается старожиловский конный завод, где , по некоторым сведениям, организуют катание на лошадях. На улицах поселка можно встретить телеги, с запряженными породистыми лошадками. Дело Дервиза живо и поныне, а вот постройки ветшают. Крыша над манежем грозит вот-вот рухнуть. Хозяйственные строения частично используются под жилье, а частично стоят с выбитыми окнами. Остается надеяться на возрождение интереса к отечественному конезаводству в целом, и к Старожилову в частности...

Библиография:

Вагнер Г.К., Чугунов С.В. Рязанские достопамятности. М., 1989
Нащекина М.В. Архитекторы московского модерна. Творческие портреты. М.,1998



Центральное место в Старожиловском ансамбле занимает манеж. Не такой великолепный дворец, как в Каргашине, но все же грандиозное сооружение. В его архитектуре сказалось стремление к возрождению национального стиля. Свободно использованы формы, заимствованные из древнерусского зодчества ( зубцы, декоративные столбики, ширинки).
И все же манеж в Старожилове больше напоминает средневековую замковую архитектуру, хотя формально готических элементов здесь не так много. Заостренная форма оконных пролетов и их рустованых обрамлений кажется основополагающей в архитектуре здания. Островерхие крыши и башенки тоже тяготеют скорее к готике. В настоящее время комплекс старожиловских построек все увереннее приписывается Ф.О.Шехтелю.
Композиция манежа традиционна: от основного объема под прямыми углами отходят крылья, которые завершаются двухэтажными, вероятно жилыми, блоками, перекрытыми высокими кровлями. Одна из крыш готова рухнуть в любой момент, так как несушая балка изрядно просела.
Состояние главного дома усадьбы, увы, плачевно. Ни окон, ни крыши, как и в усадьбе того же П.П.Дервиза в Сохе.
Дом был выстоен в том же смешанном стиле, что и конный двор. О псевдоготике напоминают декоративные башенки с остроконечными крышами. Замечательно смотрится белокаменная отделка по красному кирпичу.
За главным домом расположено менее выразительное двухэтажное строение, вероятно хозяйственного назначения. По большей части, в нем живут местные жители, а его единственное украшение - зубчатая четырехугольная башня - стоит заколоченной.
Невдалеке от главного дома довольно длинное каре одноэтажных служебных построек, используемых ныне под жилье с огородами.
Ближе к манежу стоит двухэтажный дом, напоминающий бывшее административное здание (управление) Старожиловского конного завода. Ныне на пороге дома гордо расхаживает петух с курами.
Надо сказать, что постройки старожиловского комплекса разбросаны по большой территории. Стоит побродить здесь, чтобы понять, каким был когда-то крупнейший конный завод Рязанщины.
Конечно, нынешнее его состояние далеко не такое, как при П.П.Дервизе, но все же ... жизнь здесь продолжается, пусть и без былого блеска и размаха.
Проезд, в общем, по карте (то есть по Рязанской двухкилометровке) - от Рязани на юг через Реткино по шоссе на Ряжск. В Акулове, там, где основная дорога поворачивает левее, надо повернуть направо, на Старожилово. Шоссе везде нормального качества, нужно только быть морально готовым к тому, что на выезде из Рязани никаких указателей куда-бы то ни было нет.