Торопец
на главную страницу

Торопец - очень древний город. Когда-то здесь жили племена кривичей, отсюда другое старое название города - Кривич или Кривитеск. Документальные свидетельства существования здесь крупного торгового поселения относятся к первой половине XI века. В Печерском патерике упомнается купец-торопчанин. Первое официальное известие о Торопце относится к 1150 году. Датой образования удельного Торопецкого княжества некоторые исследователи считают 1159 год, а другие - 1168. Последний торопецкий князь, Мстислав Удалой, был приглашен на княжение в Новгород, но Торопец оставался его уделом. В 1214 году, выдавая замуж дочь Феодосию, Мстислав дал ей в приданое Торопец. Вот почему именно здесь в 1239 году состоялось венчание ее сына Александра Невского с дочерью полоцкого князя, тоже Александрой. Расположенный на западе Валдайской возвышенности, на торговом пути "из варяг в греки", город привлекал к себе внимание не только купцов. Нередкими были нападения литовских рыцарей, которым в 1245 году удалось захватить Торопец. Правда, вскоре новгородцы во главе с Александром Невским освободили город. В XIV веке Торопец был захвачен литовским князем Ольгердом и разорен настолько сильно, что пришлось жителям переселиться на остров у истока реки Торопы из озера Соломенного (до этого город располагался на полуострове межу озером и рекой - сохранилось городище в южной части нынешнего города). На острове началось строительство укреплений: были насыпаны валы и сооружена деревянная крепость. В 1503 году (согласно грамоте) литовский князь Александр Казимирович уступил Торопец "государю Всея Руси" Ивану III. Однако это не спасало город от литовских набегов. К середине XVI века в Торопце насчитывалось 16 церквей и было два монастыря: мужской Никольский и женский Иоанно-предтеченский. Во время Ливонской войны (1580) город был укреплен: подсыпали валы и возвели новые деревянные крепостные стены. Городская крепость выдержала осаду, как и позднее, в годы Смутного времени. Однако окрестные земли и посад были сильно разорены. В 1650-1653 годах стены и башни были обновлены, а земляной вал вновь подсыпан. Из 9 башен 3 были проезжими, в одной располагался тайник для воды. Первой каменной постройкой считается собор Никольского монастыря (1666-1669), перестроенный в 1697. Во второй половине XVII - начале XVIII веков в городе стали возводиться каменные церкви; началось каменное строительство в Троицком Небине монастыре. В 1708 году Торопец вошел в состав Ингерманландской губернии, а с 1777 года стал уездным городом Псковской губернии (побывав предварительно в составе Санкт-Петербургской и Новгородской). Став в XVIII веке крупным торгово-промышленным центром, Торопец обзавелся и каменными гражданскими постройками: стали возводиться купеческие дома. В 1778 году был утвержден регулярный план города, а в 1781 - герб. Строительство по утвержденному регулярному плану стало активно вестись после 1792 года, когда в результате сильного пожала выгорела значительная часть города. После войны 1812 года в Торопце появилось много кирпичных домов, возведенных разбогатевшими на военных поставках местными жителями. К середине XIX века город утратил торговое значение, с этого времени строительная активность снижается, и архитектурный облик Торопца меняется мало. В 1905-1907 годах к Торопцу подошла железная дорога, соединившая город с Москвой и Санкт-Петербургом. Однако дорога прошла чуть в стороне от города, т.к. горожане не договорились со строителями (разошлись в цене). Все же, благодаря возможности объемных грузоперевозок стала развиваться торговля лесом, которого вокруг Торопца было в избытке. Накануне событий 1917 года в городе действовали лесопильный, черепичный и кирпичный заводы. Город насчитывал множество церквей и несколько монастырей. Интересно, что в Торопце провел детские и юношеские годы патриарх Тихон (Беллавин), избранный патриархом после возрождения патриаршества в России в 1918 году. В Торопце служил священником его отец, сюда нередко приезжал сам Тихон, чтобы навестить престарелую мать (до ее смерти в 1904). После революции архитектурному облику города повезло - здесь не было повальных взрывов церквей.В 1920-х в Торопце появилась электростанция, были построены льнозавод, швейная фабрика, МТС, реконструирован ликеро-водочный завод. Большой урон был нанесен во время Великой отечественой войны, немцы захватили город в августе 1941, устроили здесь концлагерь для военнопленных.После жестоких боев город был освобожден 21 января 1942 года. Постепенно город возрождался и отстраивался. Сейчас это вполне ухоженный исторический уголок нашей родины, где туристов ждут и им рады (в городе две приличные гостиницы). Торопец в центральной части сохранил историческую застройку, да и живописное расположение на реке, прекрасный вид на озеро с лебедями зовут посетить этот небольшой город.

Библиография:

Города Тверской области. Историко-архитектурные очерки. Вып.1, Спб., 2000
http://semafor.narod.ru/3_2001/toropetz.html - о железнодорожном деле в Торопце.
Тверская область. Энциклопедический справочник. Тверь, 1994.

Иллюстрированная карта

(на карте указаны, как правило, точки съемки, а не объекты, изображенные на фото)



Самой старой постройкой Торопца считается Никольская церковь (1666-1669), перестроенная в 1697 году с сохранением части прежнего храма в качестве северного придела. Это единственная в городе церковь типа "восьмерик на четверике".
Рядом с Никольским храмом в 1770-е годы была выстроена "по новой архитектуре" Покровская церковь в стиле барокко. Ее украшают портики тосканского ордера, завершенные высокими фронтонами. Внутри сохранилась лепная отделка интерьера.
В 1698 году в Стрелецкой слободе возвели каменную двустолпную Казанскую церковь (возобновлена после пожара 1760 в прежних формах).
В отделке церкви использованы керамические изразцы с головками херувимов.
К Казанской церкви близок по духу Спасо-Преображенский собор, возведенный в 1706 году. Он украшен полихромными изразцами с изображением герба Российской империи. Здесь когда-то служил священником отец будущего патриарха Тихона (Беллавина).
Напротив храма сохранился дом, где провел детские и юношеские годы будущий патриарх, куда приезжал он не раз навестить мать.
В 1703-1704 году была возведена небольшая монастырская церковь Иоанна Предтечи. Ее высокий восьмерик первоначально выполнял роль колокольни, позднее к церкви пристроили отдельно стоящую колокольню, а проемы звона в восьмерике заложили.
Каменная жилая застройка этой части города сохранилась частично, и вопрос ее сохранности остается открытым.
Лучше сохранились жилые дома на улицах Ленина, Карла Маркса и Советской (бывшей Миллионной). Большинство каменных гражданских построек было возведено в конце XVIII - начале XIX века, хотя встречаются и более поздние постройки второй половины 19 века.
Здесь можно встретить строгие и величественные особняки в стиле классицизма.
Нередки богато декорированные двухэтажные дома, имеющие в основе "образцовые" проекты. Наличники окон, пилястры,фигурные карнизы придают домам индивидуальность.
Не все дома в идеальном состоянии, но это не мешает любоваться их своеобразием (отделка домов разная и местами очень выразительная).
Храмы тоже не все отреставрированы. Успенская церковь стоит в руинах. Построенная в 1768 году, она (вместе с утраченной колокольней) была важной доминантой города.
В симпатичном домике на пересечении Советской и Красноармейской улиц ныне располагается гостиница и кафе "Торопа".
Примеры кирпичного стиля рубежа XIX - ХХ веков тоже встречаются. Интересно, что многие дома срезаны на углах, что увеличивает ощущение свободного пространства.
Интересен дом с торговыми лавками на первом этаже, выстроенный в конце XIX века на центральной Базарной площади. Полукруглый ризалит в нижней части выполнен из кирпича, а граненый второй этаж - деревянный.
На Базарной площади стоит и так называемый "дом с портиком", он был построен в конце XVIII века, до регулярной перепланировки, и входил в комплекс церковных зданий (к южному фасаду дома примыкают остатки Входоиерусалимской церкви). Портик пристроили в начале XIX века.
На берегу реки, с краю Базарной площади, сохранился дом купца Безносова середины XVIII века. Здание богато украшено филенчатыми лопатками и фигурными наличниками окон.
От Базарной площади река Торопа отделяет остров, где и начал строиться нынешний Торопец. С моста открывается чудесный вид на озеро Соломенное.
У моста, рядом с валами древней крепости расположена Богоявленская церковь, возведенная в 1741-1771 годах. Это один из лучших памятников "торопецкого барокко".
Чуть поодаль от нее - Корсунский собор, выстроенный в 1795-1804 году по проекту смоленского архитектора Осипа Спиркина на пожертвования торопецких граждан и Павла I. Стоявшая на этом месте старая церковь сильно пострадала во время пожара 1792 года и была разобрана.
На другой стороне улицы, примерно посредине между двумя храмами, у здания школы стоит памятник Учителю. Наверно, хорошие здесь учителя, если возникла мысль поставить такой памятник.
На окраине современного Торопца сохранились остатки Троицкого Небина монастыря. Каменное строительство началось здесь в конце XVII века. Возведенная тогда церковь стала Тихвинским приделом Троицкого собора, построенного в 1715 году (освящен в 1718).
Высокий двусветный пятиглавый (когда-то) четверик сочетает в себе традиции нарышкинского барокко и местного зодчества.
Каменные келейные корпуса, поварня и ограда монастыря были возведены в середине XVIII века. В общих чертах все постройки целы.
Но состояние "монастырского хозяйства" довольно плачевно. Сейчас на территории монастыря находится завод, переживающий, судя по виду построек, не лучшие дни.
Жаль покидать гостеприимный город, где даже зимой можно увидеть диких лебедей.
GPS-точки в текстовом формате OZIExplorer
(имена на схеме указаны зеленым).
GPS-точки в формате Google kml
Из Москвы - по Рижскому шоссе. В 2009 и в январе 2010 года асфальт на развязке к Торопцу (на мосту Рижского шоссе) был в очень плохом состоянии, знающие снижали скорость до 5-10 км/ч, незнающие - рисковали на мосту что-нибудь оставить. В целом состояние Рижского шоссе в январе 2010 было приемлемое, ремонты за Ржевом и в районе Торопца в основном закончены. Что будет весной - не знаем, но хочется надеятся, что объезжать Рижское шоссе по Минскому больше не придется.