Успенское - старинное подмосковное село, с конца XVII века - вотчина Апраксиных. В конце XVIII века оно перешло к полковнице И.И.Бекетовой, в середине XIX века - к С.С.Бибикову, затем кн. Б.В.Святополк-Четвертинскому, после него - Арапову. Последним владельцем именья (до 1917 года) был Сергей Тимофеевич Морозов, брат небезызвестного мецената Саввы Морозова. Сергей Морозов был не так экспансивен, как брат; по некоторым воспоминаниям,он был более утончен в восприятии, печален, замкнут, любил природу и искусство. Это он поселил у себя в Москве бесприютного Левитана, который прожил во флигеле дома Морозовых в Трехсвятительском переулке 8 лет (с 1892 по 1900). Сергей Тимофеевич создал талантливому художнику все условия для творческва (не просто одевал и кормил, а снабжал холстами, подрамниками, красками и др.). Купив Успенское, Сергей Морозов пригласил сюда Левитана, так любившего писать с натуры свои удивительные пейзажи. По приглашению И.И.Левитана (и естественно, самого хозяина) приезжал сюда как-то и А.П.Чехов, оставивший не очень лестный отзыв о пребывании в Успенском. Несколько слов о самом Сергее Тимофеевиче Морозове. Пожалуй, самое известное его детище - Кустарный музей (основанный в 1885), специально для которого в 1903 году было выстроено забавное здание в псевдорусском стиле (Леонтьевский пер., 7). К нему было пристроено помещение для магазина кустарных промыслов. Все это С.Т.Морозов передал в дар Москве, и сейчас Музей народного искусства располагается по тому же адресу. Сам Сергей Тимофеевич занимался живописью, был членом совета Строгановского училища, которому помогал материально. Свою небольшую коллекцию полотен западноевропейских и русских мастеров он подарил Музею изящных искусств на Волхонке. Был он коллежским асессором, кандидатом прав, потомственным почетным гражданином и т.п., участвовал во многих благотворительных и художественных начинаниях.
Когда С.Т.Морозов купил Успенское, усадьба уже окончательно сложилась. Еще при П.М.Апраксине была возведена Успенская церковь (1729) в стиле барокко (ныне действующая). А в 1881-1884 года архитектор П.С.Бойцов выстроил для князя Б.В.Святополк-Четвнртинского двухэтажный главный дом в виде "готического замка" с соответствующей внутренней отделкой, в том же стиле были выдержаны и хозяйственные постройки. Частично сохранился пейзажный парк из смешанных пород деревьев, вокруг церкви - много старых лип. Парк спускается к Москве-реке, на высоком берегу которой и стоит потихоньку разрушающийся главный дом, в котором после революции были и детский дом, и институт коневодства и леса, и госпиталь. Сейчас здесь расположено отделение Центральной клинической больницы Академии наук. К старому зданию пристроен новый корпус силикатного кирпича, современный и удобный. Старый дом подзаброшен, но вселяет надежду недавно перекрытая крыша. Может и сам "замок" успеет дождаться реставрации...
Библиография:
Чижков А.Б. Подмосковные усадьбы сегодня. М., 2002
Нащокина М.В. Архитекторы московского модерна. М., 1998
Морозова Т.П., Поткина И.В. Савва Морозов. М., 1998
Нащокина М.В. Русские усадьбы эпохи символизма // Русская усадьба, №4. М., 1998
Не сразу за вековыми деревьями увидишь островерхую кровлю необычного строения. Но вот уже сквозь старинную кованую решетку виден сам "замок".
Сквозь слегка облезшие ворота ( с относительно новыми решетками воротин) можно попасть на территорию клинической больницы, невзирая на строгие запрещающие надписи.
В конце подъездной аллеи - сам главный дом, красивый и величественный, как обедневший английский аристократ.
Здание, построенное в 1881-1884 годах архитектором П.С.Бойцовым, сильно обветшало. Главный вход заколочен, но сохранились старые двери.
В подробностях можно рассмотреть интересную форму крыши, столь сложную и гармоничную одновременно.
Дом выстроен в "анлийском стиле", известном как "викторианская неоготика".
Для второго периода этого стиля (середина XIX века) характерны нарочито утяжеленные,
как бы грубоватые декоративные элементы, и уже угадывается та неуловимая гармония ассиметричной композиции, впоследствии столь блестяще развитая модерном.
В отличие от ордерной системы, эта гармония не формализована - и поэтому столь много
зависело от чутья и интуиции архитектора. Чутья и вкуса Бойцову было не занимать.
Когда-то бесспорно интересным был и другой фасад - со стороны Москвы-реки. Сейчас это задворки больницы с соответствующим антуражем.
Рядом, за отдельным высоким забором действующая церковь Успения Пресвятой Богородицы. Построеная в 1729 году в стиле петровского бароко, она и сейчас выглядит нарядно и жизнерадостно.
|