Анспоки
главная
Опубликовано: 2010-12-12
Анспоки - небольшая латвийская деревня, расположеная недалеко от Прейли. В Прейли сохранился роскошный усадебный комплекс (на территории городского парка). Анспоки когда-то принадлежали хозяевам Прейли, которые решили построить здесь охотничий домик. Усадебное строительство в Прейли и Анспоках развернулось при бароне Борхе во второй половине XIX века. Двухэтажный охотничий дом в Анспоках был возведен в стиле эклектики в 1870-х годах. Красиво расположенный на высокой кромке обрыва, он был похож на замок: огромные каменные валуны служили основанием постройки. В 1891 году усадебный комплекс в Прейли, а вместе с ним и Анспоки, приобрел дипломат, масон, Константин Николаевич Гулькевич, в тот момент - русский посланник в Мюнхене. Человек высокой культуры и большой эрудиции, он хотел способствовать развитию здешних земель. Гулькевич стремился сделать свои владения центром местной культурной жизни, он пригласил в Анспоки художников Мариамну Веревкину и Алексея Явленского, впоследствии известных представителей экспрессионизма. Мариамна Веревкина была дочерью генерала В.Н.Веревкина, героя русско-турецкой войны, коменданта Петропавловской крепости. Ей предсказал большое будущее как художнице Илья Ефимович Репин, ученицей которого она была. Учеником Репина был и Алексей Явленский. В Анспоках Веревкина и Явленский прожили 1901-1902 годы. В основном художники жили в Мюнхене, где вместе с Василием Кандинским стали основателями "Нового мюнхенского художественного объединения", предшественника знаменитого "Синего всадника". Анспоки стали для них местом отдыха и творчества, о чем Веревкина писала Явленскому: "Милый мой, может, добрый Бог пошлет нам больше счастья в лице Анспаков. Свой угол до конца дней, деревня, тишина, свобода. Может быть, мы внесем туда нашей души и сделаем себе этот угол дорогим. Какая бесконечная тогда благодарность Гулькевичу, который дает этот угол так просто, так сердечно, так без всякой мысли о себе лично. И если ему хочется, чтобы мы были его гостями пожизненно, то неужели мы не должны дать ему то, что он хочет: понимание его стремлений, помощь его начинаниям, поддержку и бодрость в выбраном пути. Его цели и стремления больше чем симпатичны мне, я всей душей могу жить этими интересами". Художники недолго прожили в Анспоках, да и Гулькевич продал свои владения в 1910 году. Нам не удалось выяснить, кто владел Анспоками до присоединения Прибалтики к Советскому Союзу в начале Второй Мировой войны. Потом была советская национализация и латвийская денационализация, в результате которой Анспоки вновь стали частной собственностью. Похоже, нынешние владельцы махнули рукой на разрушающийся барский дом. Хозяйственные постройки усадьбы частично используются, частично разрушаются. На реставрацию и возрождение культурной жизни в Анспоках надежд мало.

Библиография:

Laima Lauckaite. Ekspresionizmo raitele Mariana Veriovkina. Vilnius, 2007
Проезжая через Анспоки, трудно заметить руины главного дома. Лишь добротные старые хозяйственные постройки привлекают внимание.
Сам усадебный дом скрывается на пригорке за деревьями. Он сильно разрушен, но элементы псевдоготической отделки сохранились.
Заросли деревьев и кустов мещают осмотру дома не только снаружи, но и внутри.
Парковый фасад дома почти целиком сохранился. В отличие от противоположного, смотрящего на дорогу, этот фасад симметричен и не перегружен отделкой.
Со стороны заросшего обрыва дом выглядел куда интереснее. Сложенное из огромных валунов основание, где располагался сводчатый полуподвал, придавало внушительность похожему на замок сооружению.
Подвал и сейчас производит внушительное впечатлентие. Когда-то здесь хранились припасы гостеприимных хозяев.
Сходство дома с замком усиливала и круглая башня, нависавшая над обрывом. Ее основание также сложено из валунов.
Внутреннее пространство башни было достаточно просторным и светлым за счет огромных арочных окон. И сейчас оно воспринимается как светлый зал, несмотря на руинированность и заглядывающие в окна деревья.
Башенное крыло дома сохранилось лучше, чем остальные части здания. По нему можно составить некоторое представление о внешнем виде здания, его отделке.
Конечно, об интерьерах говорить не приходится, хотя кое-где можно проследить расположение комнат.
Знакомство с симпатичным псевдоготическим домом в Анспоках пока еще возможно. Мощные валуны в основании и крепкие стены разрушаются не так быстро, но все же здание в аварийном состоянии.
Хозяйственные постройки, возведенные вероятно одновременно с главным домом, тоже ветшают. Даже сохранившиеся строения при отсутствии крыши быстро разрушаются.
В основе строений также валуны, но помельче. Кирпичнные одноэтажные постройки имели элементы декора, и сейчас чуть заметные под крышей. Многие окна заложены.
В Анспоках сохранились даже деревянные хозяйственные постройки. Они пока используются, а значит - стоят и не рушатся. Вокруг - натуральное хозяйство сельских жителей.
prevent_small_width
Анспоки удобнее всего посетить, если въезжать в Латвию из Белоруссии, со стороны Верхнедвинска. В Краславе нужно повернуть на Аглону и Прейли. Замок становится виден в конце деревни Анспоки, справа от дороги (если ехать из Аглоны). Это частное владение, однако осмотру никто не препятствовал.