Лучше всего в Дубровку ехать из Выдропужска: всего 14 км по долинам и по взгорьям - и вы в Дубровке. Жителей тут немного, зато пока еще есть удивительной красоты усадебный дом, парк, церковь... Скорее не просто дом, а дворец, который на глазах разрушается, и долго ли ему еще стоять - кто знает...
Деревня Дубровка Новоторжского уезда издавна принадлежала дворянскому роду Свечиных. В этом уезде они владели еще усадьбами в Скрыпово и в деревне Пень (неподалеку от Дубровки). Считается, что род Свечиных произошел от некого Василия, выехавшего из Пруссии в XIV веке и поступившего на службу тверскому князю Александру Михайловичу. Один из его потомков получил прозвище Свеча, а уже от него и пошли многочисленные Свечины. Дубровка была пожалована за многолетнюю службу Михаилу Петровичу Свечину в 1683 году. С тех пор этот дворянский род владел усадьбой до 1852 года. Дворцово-парковый ансамбль, остатки которого дошли до наших дней, сложился в конце XVIII - начале XIX века, вероятно при Михаиле Григорьевиче и Никаноре Михайловиче Свечиных. 3 июля 1772 года в семье Михаила Григорьевича и Марьи Тихоновны Свечиных родился сын Никанор, снискавший славу своему роду. Он посвятил себя военному делу, отдав армии 38 лет жизни. Русский герерал, участник наполеоновских войн и русско-турецкой войны 1828-1829 годов, он прославился отвагой и храбростью. Его портрет кисти Д. Доу был помещен в Военной галерее Зимнего дворца; сейчас его можно видеть в Эрмитаже. Н.М. Свечин автор воспоминаний «Из дневников русского офицера о заграничном походе 1813 года», опубликованных в 1900 году в журнале "Русский архив". Интересно, что, описывая свои впечатления, автор много внимания уделяет описаниям архитектуры, садово-парковых ансамблей и дворцов.
Никанор Михайлович был женат на внучатой племяннице князя Потёмкина, дочери В. В. Энгельгардта, Екатерине Васильевне, от которой имел единственную дочь Марию. Выйдя в отставку в 1829 году, Н.М. Свечин в том же году выдал дочь за князя Николая Андреевича Оболенского. В ноябре 1833 родился его единствненный внук - Николай, ставший впоследствии генерал-адъютантом, героем русской турецкой войны 1877—1878 годов. А в 1834 мать Николая, молодая Мария Никаноровна умерла. Сам Никанор Михайлович дожил до 1849 года, но в конце был серьезно болен. В 1848 году было даже заведено дело "об освидетельствовании умственных способностей помещика генерал-лейтенанта Никанора Михайловича Свечина". В 1852 году газета Тверские губернские ведомости неоднократно печатала объявление о продаже имения Н. М. Свечина Дубровка. Известно, что с 1852 года усадьба принадлежала штабс-капитанше, вдове Надежде Никаноровне Скоропадской. Возможно, отчество новой владелицы усадьбы дало почву для разных слухов. В 1860-е годы имение перешло к жене инженера, коллежского советника, Елизавете Львовне Савицкой, которая продала его, как и усадьбу в соседней деревне Пень, в 1869 году. Далее владельцы менялись, усадьба перестраивалась. С 1919 до 1923 года в деревне действовала коммуна "Дубровка", с 1931 - артель "Красная Дуброва". С 1950 года самостоятельность была утрачена, в Дубровке теперь был филиал совхоза с говорящим названием "Возрождение", после чего дела пошли соответсвующе. Располагавшаяся в главном доме усадьбы сельская школа закрылась в 1960-е годы, после чего здание стало разрушаться.
Величественные руины дворца, выстроенного предположительно Н.А. Львовым, старый парк с буреломом, церковь и старинные надгробные обелиски среди деревьев создают особое настроение. От главного дома, стоящего не взгорье, открывается далекая паномама лесов и полей. Уходящая в прошлое история окружена потрясающим по красоте пейзажем, который был и будет
январь 2018
Библиография:
Тверская область: Энциклопедический справочник. Тверь, 1994.
http://obl-tver.ru/dvoryanskie-usadby/49-dubrovka.html
http://www.akra-city.ru/tverskaya_usadiba/nazvania/0936.htm
http://www.bankgorodov.ru/sight/usadba-staraya-dubrovka
Русский биографический словарь в 25 томах. Т.18. СПб.—М., 1904. С.237-239
Дорога в Дубровку идет через леса и заростающие поля, по довольно безлюдным местам. Когда-то вся округа принадлежала Свечиным.
Сама деревня невелика, а жилых домов и того меньше. В конце главной улицы виднеется Спасская церковь, построенная в 1813 году в стиле классицизм.
С трех сторон окруженный четырехколонными портиками, храм смотрится величественно и гармонично. С двух сторон лет 15-20 назад посажены ели.
Внутреннее архитектурное убранство церкви довольно лаконично, но в то же время выразительно. Сохранились остатки простого деревянного иконостаса.
О первоначальной отделке свидетельствует лишь роспись купола под ромбовидные кессоны. Бело-синие кессоны усиливают ощущение объема, окна барабана дают верхний свет.
Со стороны колокольни видно, что церковь понесла значительные утраты: фронтоны потихоньку обваливаются, на крыше подрастают молодые березки, колонны крошатся у основания. Здание нуждается в срочной реставрации, пока еще не поздно.
Сквозь бурелом старого парка, а возможно и кладбища, пробираемся к главному дому. Из-за оттепели и разливов это самый приемлемый путь в усадьбу.
Наконец, в глубине заросшего парка вырисовывается силуэт огромного дома без окон, дверей и, в основном, без крыши.
Стоит отметить, что здание является памятником истории и культуры федерального значения (паспорт № 1330) на основании Постановления Совета Министров РСФСР от 4 декабря 1974 г. и Указа Президента РФ от 20 февраля 1995 г. № 176. На доме установлена свежая табличка, повествующая, что здесь жил герой войны 1812 года Н.М. Свечин.
В создании дома принимал участие архитектор Николай Александрович Львов. Об этом говорит и удачное пространственное решение, и удивительно гармоничный парадный фасад здания. Центральный ризалит украшен дорическим четырехколонным портиком на аркаде.
Если сравнить дворец в Дубровке с собственным домом Н.А. Львова в Никольском-Черенчицах, запечатлееным на рисунке правнуком архитектора, художником В.Д. Поленовым, то можно четко проследить общие черты. В Черенчицах дом был в два с половиной этажа, увенчанным квадратным бельведером с паладианскими окнами. Нижний этаж тоже был украшен рустовкой, в верхние - четырехколонным ионическим портиком, также опиравшимся на ризалит (на рисунке Поленова первый этаж скрыт кустами).
Однако нынешнее состояние главного дома довольно жуткое. Утраты здания представляются невосполнимыми, хотя внутри видны следы реставрации, кирпичами восстановлены некоторые несущие конструкции.
Была сделана обрешетка под крышу и, вероятно, имелось временное покрытие. Зияющие проемы были затянуты целофаном (сейчас он закрывает лишь паладианские окна бельведера).
Внутренние интерьеры утрачены навсегда. Рухнувшие колонны, остатки капителей разбросаны повсюду. Можно только догадываться, как выглядел вестибюль с парадной лестницей.
Конечно, деревянные оштукатуренные колонны главного зала не были рассчитаны на жизнь под открытым небом. Их остовы печально лежат под грудой других обломков. Теперь мы можем видеть то, что осталось от внутренней отделки во всю высоту строения.
Двухэтажный дом имеет мезонины с четырех сторон, над крестообразием мезонинов высится квадратный бельведер с проломленным куполом. Вероятно, по верху, как и на доме Львова в Никольском-Черенчицах, шли перила ограждения, от которых остались лишь угловые тумбы.
Внешняя отделка дома с рустовкой, пилястрами и прочими украшениями также схожа с убранством дома Н.А. Львова. Однако при внимательном взгляде проступают следы переделок. На боковых фасадах сохранились железные основания балконов.
Вокруг дома несколько небольших прудов. При планировке парков во времена Н.А. Львова любили устраивать разные затеи: пруды, бесседки, лабиринты. Наверно какие-то водные затеи были и в Старой Дубровке.
По крайней мере, сохранившийся погреб является типичной посторойкой тех времен, аналогичные сохранились в других львовских усадьбах (например, в усадьбе Знаменское-Раёк).
От всего великолепия прошлой жизни Свечиных остались разбросанные среди парка надгробия, как-то удивительно естественно внисывающиеся в пейзаж.
Неподалеку от церкви заметно лишь несколько мраморных надгробий, среди них - недавно поновленный памятный знак Никанору Михайловичу Свечину. Чувствуется чья-то заботливая рука, не позволяющая угаснуть памяти об этом человеке.
Мы прощаемся с усадьбой Старая Дубровка без особых надежд на ее возрожденье. Главный дом, как призрак былых времен, печально смотрит вслед. Ухабистая дорога ведет в деревню, которая еще живет, но живет так же трудно и безнадежно...
|