Холомки
главная
Опубликовано: 2021-02-08 / Актуальность информации: 2021-01-03

Холомки - очень атмосферное место. Тем более, что можно остановиться и пожить в усадебном доме, проникаясь картинами прошлого. Расположено бывшее княжеское имение в Псковской области, а полутора десятках километров от старинного города Порхов. В начале ХХ века это красивое место на берегу реки Шелонь облюбовал князь Андрей Григорьевич Гагарин (1855—1920), инженер, ученый, изобретатель, первый ректор Политехнического института в Санкт-Петербурге. В 1911 году он приобрёл у свояка, предводителя псковского дворянства, егермейстера Н.И.Новосильцева 96 десятин земли в Порховском уезде неподалеку от имения последнего Бельское Устье, где Гагарин часто гостил у Елизаветы Дмитриевны Новосильцевой-Оболенской, приходившейся сестрой его жене Марии Дмитриевне, урожденной Оболенской. А.Г. Гагарин купил участок пашни и леса, на котором ранее не было никаких постоек, красивый берег Шелони поражал девственным великолепием и роскошными видами. На возвыщенном гребне, ограниченном с одной стороны лесом, с другой - лугом и ручьем с прудом, вскоре на холме началось строительсво барского дома, получившем название "Холомки".

Проект был создан модным архитектором И. А. Фоминым в стиле неоклассицизма. Строительство началось летом 1912 и завершилось осенью 1913 (по другим сведениям - весной 1914). Князь с сыновьями лично наблюдали за строительством, входили во все тонкости, следили за поставкой материалов.В сторону Шелони был обращен фасад с полукруглой ротондой, с роскошной террасой, с которой открывались далекие виды. Противоположный фасад с шестиколонным портиком выходил на бывший луг. В доме устроили водопровод, провели телефон.

Дом был окружен ландшафтным парком из редких пород деревьев, вывезенных из разных стран. Живописные аллеи расходились в стороны. Свой участок князь огородил или, скорее, окопал большой канавой.Но крестьяне, привыкшие пасти скот на лугу и собирать в лесу дары природы, не сразу привыкли к новшествам. Гагарин пытался штрафовать народ, но в ответ бывал избит, однажды ему даже сломали ногу. Большой семье Гагариных, а у Алексея Григорьевича и Марии Дмитриевны родилось 6 сыновей и 2 дочери (двое умерло в детстве), не суждено было насладиться покоем в этом прекрасном доме. Вскоре после завершения строительства и отделки дома началась Первая мировая война.Старшие сыновья ушли на фрони, а в "Холомках" устроили лазарет на 15 коек, для этого переоборудовали часть дома. Расходы на содержание госпиталя Гагарины взяли на себя, а Мария Дмитриевна с дочерью Софьей Алексеевной сами ухаживали за ранеными.

После революции 1917 года А.Г. Гагарин стал работать конструктором в экспериментальном институте Наркомата путей сообщения в Москве. Княгиня М.Д. Оболенская с дочерью Софьей и младшим сыном Петром остались жить в "Холомках". В 1918 у Гагариных отобрали почти все земли (оставив 5 десятин), но оставили жить в усадбе, органиовав в ней "Народный дом им. Ленина", руководить которым назначили дочь князя - Софью Алексеевну Гагарину. Весной 1918 в доме разместили полевой госпиталь первой петроградской стрелковой дивизии. В декабре 1917 начались погромы и разорение окрестных дворянских усадеб (Бельское Устье, Волышово). Чтобы предотвратить гибель Холомков, один из сыновей князя - Григорий Алексеевич - в начале 1918 вступил в крестьянский кооператив, где пользовался определенным авторитетом как грамотный, умный и образованный человек. В феврале М.Д. Гагарина записала в дневнике, что крестьяне начали понимать, что все не так просто, а один из них "сознался даже Грише: "Права была княгиня-матушка, надувают нас, как телят" ... Гришу просили быть председателем Шевнинского волостного Комитета!" Однако после покушения на В.И. Ленина Г.А. Гагарин как бывший офицер царской армии был арестован. Ему удалось бежать из Порховской тюрьмы в Псков, где были немцы. Так он оказался в эмиграции и впоследствии осел в Америке. Находившиеся в Холомках князь Алексей Григорьевич с женой Марией Дмитриевной тоже были арестованы, князя быстро выпустили, а М.Д. Гагарину перевезли в Москву в Бутырскую тюрьму, откуда она вскоре освободилась.

Лишь в январе 1920 Гагариным удалось (при помощи вмешательства председателя Моссовета и члена Политбюро ЦК РКП(б) Л.Б. Каменева) получить "охранную грамоту" за подписью Ленина и разрешение жить в Холомках. А.Г. Гагарин зарабарывал преподаванием, он читал лекции в сельхозинституте в Волышове, ездил в Москву, но нога, сломанная во время стычки с крестьянами, доставляла проблемы, вынуждая пользоваться костылями. В декабре 1920 Андрею Григорьевичу сделали операцию, после которой он умер в Порховской больнице. Похоронили князя в Бельском Устье.

В феврале 1921 было принято решение организовать в Холомках дом отдыха для деятелей искусств. Началось всё с того, что знакомый еще до революции с Гагариными художник Мстислав Добужинский решил приехать сюда с семьей подкормиться в голодный 1921 год. Вслед за ним приехал писатель Евгений Замятин, влюбленный в Софью Андреевну Гагарину. Летом приехали писатели К.Чуковский, М. Зощенко, В.Ходасевич, М.Лозинский, художники В.Милашевский и Н.Радлов с семьей. Радлов даже расписал внутри голые стены дома на радость творческой колонии. Основным организатором всех мероприятий выступал К. Чуковский. Софья Алексеевна брала уроки живописи у художников, жизнь в бывшей усадьбе стала насыщенной и интересной. В 1922 году летом тут снова жили художники и писатели.

Однако уже в 1923 году Псковский губисполком принял решение открыть в Холомках туберкулезный санаторий. Гагариных не выселили, им оставили 5 комнат на втором этаже. Но в январе 1924 состоялось решение Президиума ВЦИК о выселении бывших владельцев из имений. Дело о выселении тянулось ло весны 1925 года, когда М.Г. Гагарина вынуждена была выдать расписку, что в месячный срок она обязуется не только покинуть любимые Холомки, но и выехать за пределы Псковской губернии. Осенью Мария Дмитриевна с дочерью Софьей уехали в Ленинград, а затем в Америку. В доме начался ремонт, и в марте 1926 здесь открылся санаторий.

Во время Великой Отечественной войны весь Порховский район был окупирован немцами, а после освобождения в Холомках открылся детский санаторий. Однако затем пришло безвремение. Дом был заброшен.

Лишь в 2000 году администрация Псковской области передала Холомки Санкт-Петербургскому политехническому университету, в котором князь Гагарин был первым ректором. В 2004 началась реставрация здания. Ровно через 100 лет после завершения строительства самим Гагариным, в 2013 году, в доме окончились ремонтные работы. Здесь открылся учебно-исторический заповедник СПБПУ «Усадьба князя А.Г. Гагарина «Холомки». В доме можно забронировать номер, при этом работает прокат лыж и другого инвентаря.



Библиография:

Маркова М. Т. Имение «Холомки» и его обитатели // Псков. 1995. № 3. Сс. 58-66 (доступно в Сети)
Дневник княгини Марии Дмитриевны Гагариной, урожденной Оболенской. 1864-1946. Спб., 2014
Н.Чуковский. О том, что видел: Воспоминания. Письма. М., 2005 (доступно в Сети)
Роскошный особняк, выстроенный по проекту Ивана Фомина, является достойным образцом неоклассицизма. Начинавший с модерна, к 1910-м годам архитектор стал горячим поклонником классики, что отразилось и на проекте дома в Холомках. Постройка чудесно вписалась в пейзаж.
Самым выразительным является фасад, обращенный к реке Шелонь. Река далеко, вниз идет довольно плавный спуск. С террасы дома хозяева могли любоваться бескрайними пейзажами.
Сейчас вокруг вырос лес, и даже с террасы второго этажа долина реки почти не видна, скорее угадывается. Но открывающиеся виды всё равно очаровывают и не оставляют равнодушным.
А когда спускаются сумерки, красота становится просто нереальной. Сказка становится явью, не верится, что такое возможно.
Можно попытаться представить, какой могла быть жизнь здесь сотню лет назад. Помещения первого этажа, как и при Гагариных, представляют собой в основном общественное пространство.
В доме есть небольшая комната-музей, где можно познакомиться с историей усадьбы и судьбой князя Андрея Григорьевича Гагарина.
Другим фасадом дом выходил когда-то на луг, превращенный еще Гагариными в замечательный яблоневый сад.
Стоит совершить прогулку по округе, спуститься в сторону Шелони и полубоваться природой, которая здесь просто великолепна.
Каскад прудов и остатки старых строений рассказывают о замыслах первых владельцев, их хорошо налаженном хозяйстве с водопроводом и другими удобствами
Красиво подобранные по цвету валуны придают особый шарм даже хозяйственным постройкам. Такой прием встречается неподалеку и в усадьбе Полоное Дондуковых-Корсаковых.
Судя по сохранившимся и используемым до сих пор строениям, таких построек из валунов тут было немало.
Крепкая основа позволяет выстоять, даже когда часть дома разрушена. Строения выглядят внушительно.
Неподалеку от главного дома восстановлен погреб-ледник. Отрадно видеть, что жизнь в Холомках возрождается.
Об этом свидетельствует и собственный автотранспорт с эмблемой Полтехнического университета, вдохнувшего жизнь в заброшенную когда-то усадьбу.
Сейчас вход в дом-гостиницу расположен с торца, широкий пандус ведет к крыльцу. Зайдя, сразу попадаешь в мир уюта и покоя. Постояльцев в гостинице немного, вполне можно проникнуться духом прошлого.
Удивительное сочетание нетронутой природы и величественной архитектуры не оставляет равнодушным. Хочется вернуться в Холомки, чтобы отдохнуть от суеты и погрузится в мир гармонии...
prevent_small_width

ОТ Порхова на юго-юго-восток по местным дорогам, придерживаясь в целом правого (левого по ходу движения) берега Шелони, хотя иногда и удаляясь от реки на несколько километров. Дорога пройдет мимо знаменитой Порховской крепости. Рекомендуем также зарезервировать немного времени на осмотр заброшенной Порховской ГЭС, в городе дорога идет прямо рядом с этим впечатляющим сооружением.

А уже за городом, слева по ходу движения, встретится симпатичный каменный мостик (координаты 57.743797 29.608351) через ручей, расположенный на петле старой дороги метрах в десяти от современной.