Усадьба в Карли, находившаяся недалеко от латвийского города Цесис, была создана на землях Цесисского замка (где когда-то жил магистр Ливонского ордена).
В 1755 году поместье было приобретено баронами Вольф, поэтому усадьба получила название
Wolfsruhe (Volfa muiza). Это было типичное сельскохохяйственное угодье, пока в 1777 году владельцем усадьбы не стал майор Карл Эберхард фон Сиверс (Зиверс). Он приходился братом известному государственному деятелю и дипломату Якову Ефимовичу (Якову Иоганну) фон Сиверсу, чье имя до сих пор носит канал под Новгородом, соединяющий Мсту и Волхов. Государственные деяния Карла Эберхарда не столь знамениты, однако в собственном имении он затеял кардинальную перестройку и дал ему новое название Karlsruhe или Karshof (Karlamuiza). Был построен главный дом в голландско-французском стиле, разбиты клумбы, заложен парк, устроен каскад искусственных прудов.
В 1795 году усадьбу приобрел Джеймс Пирсон. Его вдова заложила поместье старосте Большой гильдии Риги. А в 1819 году Карли было продано полковнику Российской армии графу Йозефу фон Кошкуллу.При нем расширили и перестроили главный дом, возвели конюшни, дом садовника, корчму, хлев, а чуть позже дом дя прислуги, амбар и другие хозяйственные постройки. В середине XIX века появилась водяная мельница на реке Амате и лесопилка.До наших дней сохранилась усыпальница Кошкуллов (каплица), где нашли свое последнее пристанище многие представители этой семьи. По странному стечению обстоятельств единственная дочь Йозефа фон Кошкулла, Эзабет, вышла замуж за графа Эммануэля фон Сиверса. Таким образом усадьба вновь оказалась владением рода Сиверсов.
В конце XIX века усадьба приобретает славу одного из лучших питомников садовых культур.В 1871 году в Карли была создана школа садовников (она располагалась в переоборудованном здании корчмы), а в 1877 году Сиверсом был создан один из первых садовых питомников в Балтии. На территории 18 га разводили саженцы фруктовых и декоративных деревьев, ягодных и декоративных кустарников, роз и т.п. Однако революционные события 1905 года не обошли стороной Карли. Господский дом был сожжен, и лишь благодаря правительственной субсидии его удалось восстановить. В 1919 году дом снова был сожжен и после этого уже не восстанавливался. В результате латвийской аграрной реформы усадебная территория была разделена на несколько хозяйств. Графу Александру фон Cиверсу оставили 69 га земли и мельничное хозяйство, которое вскоре было продано. Такие ресурсы не давали возможности восстановить прежнее благополучие, и через пятнадцать лет Сиверс покинул Карли и поселился во Франции. Остатки хозяйства сначала сдавали в аренду, а в 1937 году старый сад и все постройки были проданы Латвийскому государству. Министерство сельского хозяйства дало добро на покупку, хотя сад был запущен и здания давно не ремонтировались. Решено было возродить былую славу Карли как питомника фруктовых деревьев. Начался ремонт и переоборудование усадьбы. Начало Второй Мировой войны помешало этим планам. При советской власти в Карли был организован колхоз. Некоторые из высаженных тогда яблонь сохранились до наших дней.
Сейчас в Карли создан фактически небольшой музей этой усадьбы. В бывшем доме прислуги ныне расположен весьма комфортабельный и уютный гостевой дом. Остановившись здесь, можно посмотреть старые планы и фотографии, а также услышать интересный рассказ об истории этих мест.
Библиография:
http://www.karlamuiza.lv
Симпатичный поселок Карли расположен в национальном парке Гауя. Сам Карли стоит на берегу притока Гауи - на речке Амате.
Река Амата довольно мелководна. Иногда ее течение спокойно, иногда напоминает бурную горную речку. По берегам - бобровые запруды.
Недалеко от современного автомобильного моста сохранилось здание водяной мельницы. Она была построена в середине XIX века.
В конце XIX века здесь была не только лесопилка. Энергия, вырабатываемая турбиной мельницы, использовалась и для открывшейся фабрики по изготовлению гонта (кровельного материала, производящегося из отборной древесины). Фактически мельница стала электростанцией.
В 1935 году выше по течению Аматы была построена новая электростанция, которая долгое время снабжала электроэнергией поселок Карли.
Для этого Амату запрудили. В результате, сейчас выше электростанции можно ловить рыбу в тихом и красивой озере.
О временах строительства электростанции напоминает плита, вмурованная в основание постройки. Здесь же есть шкала измерения уровня воды в Амате.
К сожалению, от самого главного дома не сохранилось ничего, кроме груды валунов.
А когда-то это был симпатичный двухэтажный дом с портиком. Вокруг росли деревья, были разбиты клумбы.
От дома шла широкая аллея, сохранившаяся до наших дней. Если прогуляться по дороге чуть дальше, можно выйти на крутой утес.
Отсюда открывается великолепный вид на долину реки Аматы. Когда-то здесь стояло "кресло Шарлотты", высеченное из камня самой природой. Отсюда графиня любила любоваться окрестными пейзажами.
От барских затей сохранилось не так много. Каскад прудов еще угадывается, но пруды или заросли, или превратились в милые лесные озерца.
Лучше всего сохранился дом прислуги. Вернее, он был недавно отремонтирован и используется сейчас под небольшую гостиницу.
Симпатичная двухэтажная постройка когда-то была расчитана на несколько семей, каждой из которых предназначалась комната и небольшая кухня.
Перед служебным флигелем сохранился копанный пруд, использовавшийся в старину для хозяйственных нужд.
Рядом располагались другие служебные постройки. Домик без окон - то ли амбар, то ли каретный сарай, то ли хлев.
Сейчас он тоже подремонтирован и служит складом для всякого хозяйского добра.
От второй симметричной постройки остался только фундамент, стены почти совсем развалились.
Зато цело здание бывшей кузницы. Когда-то здесь подковывали коней, а нынче похоже на авторемонт, хотя дом частный.
Сохранилось и немного перестроенное здание конюшни. Оно имеет в плане букву "П". Но в середине построен жилой дом.
Однако в целом, конюшня хорошо сохранилась. Правда сейчас из-за забора выезжают автомобили.
Из старых построек сохранилось здание корчмы, где одно время располагалась садоводческая школа.
Если прогуляться вниз к реке по основной дороге, слева, на горке за лугом, среди деревьев можно заметить странные руины.
Это то, что осталось от усыпальницы графов Кошкуллов. Внутри все заросло барвинком. Мы застали на кладбище пасущуюся косулю, которая была сильно напугана нашим вторжением.
Тихое место. Своды склепов кое-где обвалились. На стенах кладбищенской ограды - памятные доски захоронений.
Все могилы очень старые: XVIII и XIX век. Не все доски сохранились, многих не хватает.
Здесь можно увидеть старый герб графов Кошкуллов: на геральдическом щите вставшие на задние лапы два льва, вверху из короны вырастают крылья и между ними рука, держащая молоток (что бы это значило?). Впрочем, возможно, это рукоятка меча.
|