Красный Профинтерн
главная
Опубликовано: очень давно
Ярославская область, Некрасовский район, поселок Красный Профинтерн. Название знакомое только узким специалистам по пищевой промышленности или любителям старинных разрушающихся особняков. Поселок с 1700 жителями жив и неплохо себя чувствует, хотя проблемы есть, особенно с электричеством (отключают). Крахмало-паточный комбинат "Ярпатока" функционирует, из труб вовсю валит дым, своеобразный запах окутывает округу. Все довольно банально, но вот необычный дворец на берегу Волги вызывает вопросы. Перед нами особняк Понизовкиных
Немного истории. Основатель местного крахмало-паточного благополучия, Никита Понизовкин долго числился простым крестьянином. Загадочна его судьба. Пришел он, по местному преданию, неизвестно откуда с одной сумой. Разбогател, стал владельцем многочисленных паточных заводиков по округе, перерабатывавших местный картофель на крахмал. Задумал построить самую большую и современную фабрику на берегу Волги и исчез... Поехал лечиться в Ярославль и не вернулся. Считается, что именно о Н.Понизовкине и его заводах Н.А.Некрасов написал стихотворение "Горе старого Наума". Свой первый паточный заводик Никита Понизовкин завел в деревне Дурково (Некрасовский район), там же в 1848 году основал еще и химическое производство. Заводики росли как грибы, и в середине 1880-х Никита владел уже 14 паточными заводами в Бору и окрестных деревнях. В 1850 году удачливый комерсант получил звание купца 2-й гильдии, а в 1863 уже записался в первую гильдию. На всемирной выставке в Париже 1889 года продукция понизовских заводов получила серебряную медаль. Кроме крахмало-паточных заводов, Понизовкин владел и химическими, большим спросом пользовалась его лако-красочная продукция. Дела шли в гору, решено было устроить огромный химический и паточный завод на берегу Волги. Строительство началось в 1866 году, а в следующем 1867 Никита Понизовкин таинственно исчез. Жена и сыновья открыли торговый дом "Никиты Понизовкина сыновья". Уже под этим названием начал работать открывшийся в 1868 году химический завод, ставший в начале 1880-х паточно-химическим. К тому времени были построены паточный корпус, столярная и слесарная мастерские, здание паровых котлов, заводская труба в 17 сажен. Большая часть построек сохранилась и используется ныне по назначению. Иная судьба постигла усадебные постройки. По непроверенным данным в 1912-1914 годах неизвестным талантливым архитектором на берегу Волги был выстроен настоящий дворец в стиле эклектики с элементами модерна. Внутреннее убранство соответствовало внешнему великолепию: колонны, парадная лестница, наборный паркет, расписные потолки, зимний сад. Рядом - так называемый, второй особняк. Первый этаж кирпичный, второй - деревянный с балкончиком, украшенный изящной резьбой. По словам местных жителей, это был дом прислуги или инженеро-технических работников. Послереволюционная судьба особняка-дворца довольно типична. Долгое время в нем размещалась школа, в нее ходило еще среднее поколение профинтерновцев. На их памяти произошло первое роковое решение в судьбе здания. Начальство решило заменить воздушную систему отопления, под которую был спроектирован дом, на водяную. Раньше в подвале располагалась топка, теплый воздух поступал в стены, сделанные специально двойными (для беспрепятственного прохождения воздуха), стены прогревались, в доме было всегда тепло и сухо. Батареи водяного отопления, гревшие только внутренние стены, плохо справлялись со своей задачей. Школа ушла, потом был клуб, потом - библиотека заводского Дома культуры, потом - потекла крыша, денег на ремонт, как всегда, не было... Потом перестройка. В 1993 году завод за бесценок выкупили, неудачная коммерческая деятельность новых хозяев (или, наоборот, удачная?) привела завод к банкротству в 2001 году. В том же 1993 году пришлось спасать чудом уцелевшие понизовские сокровища: при ярославском областном департаменте культуры была образована Комиссия по спасению исторического наследия Понизовкиных. Кое-что пропало, но мебель, фарфор, хрустальную люстру удалось вывезти в Ярославский художественный музей. К сожалению, сам особняк никуда не вывезешь. Вот он и стоит с прохудившейся крышей и смотрит выбитыми окнами на Волгу. Что дальше?




Октябрь 2004


Библиография:

Ле пти фюте. Ярославская область. Москва 2003.
Перед нами одно из крупнейших предприятий Ярославской области - крахмало-паточный комбинат "Ярпатока". Производство патоки идет полным ходом, как и сто лет назад. Да и внешний вид фабрики мало изменился со времен Понизовкиных.
Прекрасный особняк-дворец Понизовкиных постепенно разрушается. Уникальный памятник рубежа веков с интересным пространственным решением, напоминающий постройки архитектора П.С.Бойцова в подмосковном Подушкине и владимирском Муромцеве, так и не нашел хозяина в нынешней жизни. Комбинату особняк не нужен. Вот и осыпается штукатурка, растут деревца на прохудившейся крыше и балкончиках, окна заколочены...
С высокой четырехугольной башни открываются живописные пейзажи. Величественно течет мимо Волга. Стоит лишь выйти на балкон, и можно смотреть не отрываясь вдаль, мечтая о прошлом.
Рядом с дворцом, особнячок попроще, с деревянным резным вторым этажем. По свидетельству местных жителей, то ли дом для прислуги, то ли для технического персонала фабрики. Это здание тоде находится в процессе разрушения.
Вот и все, что осталось здесь от когда-то огромной "империи" купцов Понизовкиных. Дело их живо. А старый особняк грустно смотрит на пристань, вспоминая былое...
prevent_small_width
В Красный Профинтерн можно попасть посуху из Ярославля по левому берегу Волги (дорога асфальтирована) либо на пароме с правого берега, свернув с трассы Ярославль-Кострома в сторону Волги на Некрасовский, а затем, перед самым поселком Некрасовский, направо, на шоссе, обходящее поселок и ведущее к переправе.
Расписание парома осенью 2004г (с объявления на самом пароме):
с левого берега, Кр.Профинтерн:
8-15,12-15,14-15,17-15.
с правого берега, Новодашково (Некрасовский):
8-30, 12-30, 14-30, 17-30.
На сайте www.yarvokzal.ru 12-часовые рейсы указаны только по пятницам и выходным, как на самом деле, мы не знаем.
Паром швартуется всегда одной стороной, заезжать на него здесь принято задним ходом.

PS. (декабрь 2008) Расписание парома сейчас вряд ли актуально. С 2004 года паромы на этой переправе несколько раз менялись. Наконец, нам сообщили, что в 2008 году очередной паром сгорел. Будем надеятся, что рано или поздно переправу восстановят.

PPS. (9 июня 2009) Нам сообщили приятную новость - паром жив! Последние рейсы, говорят, в 18 и 20 часов (однако, как говорится, без гарантий, если что отменят, перенесут или подожгут - мы не отвечаем).