Найти в Рязанской области усадьбу А.П.Ермолова Красное - не так то просто. Есть на карте село Красное, есть - Красная Горка... На самом деле, чтобы попасть в этот удивительный уголок Рязанской земли, нужно послушаться указателя со своеобразной надписью "г.Красное". Вокруг поля, пригорки и долины, и вдруг на горизонте - величественный храм на фоне столь редкого здесь леса. Это не мираж. Здесь находится бывшая усадьба фаворита Екатерины Второй Александра Петровича Ермолова (1754-1836).Знаменитого полководцу А.П.Ермолову он приходился двоюродным дядей (в литературе из-за одинаковых инициалов иногда наблюдается путаница)
Сама же усадьба действительно великолепна и необычна для Рязанщины. Сам усадебный дом скрыт в зелени разросшегося парка. Своими псевдоготическими формами и пустыми окнами он сильно напоминает Царицыно. Но самое интересное ждет нас впереди. Пройдя по аллее, наискосок от дома к мосту между прудами, не веришь глазам своим. Впереди на полуострове - то ли стилизованная турецкая крепость, то ли круглый псевдоготический замок в миниатюре. Удивительное сооружение! Увидев его воочию, не возникает сомнений в авторстве В.И.Баженова. Только он с его полетом фантазии и свободным владением формой мог это придумать. А ведь это - скотный двор. Такое можно увидеть только раз в жизни, очень советуем не пропустить! Правда, сейчас этот памятник федерального значения выглядит несколько приватизированным. Машины с московскими номерами, колокольчик у крыльца (у скотинки крыльца-то наверно не было), но в целом состояние постройки хорошее, даже очень хорошее. Что подтверждает внушающим уважение лаем бегающая на длинной цепи огромная псина. Не пугайтесь, собачка добрая, здание можно обойти кругом, полюбоваться окошками и башенками, не будучи покусанным. Места здесь очень симпатичные. Хорошо, наверно, живется в скотном дворе...
Спасибо Александру Бокареву за уточнения, касающиеся личности владельца Красного А.П.Ермолова.
PS.(сентябрь 2010) Нам сообщили, что территория усадьбы огорожена, идет реконструкция, и осмотреть усадьбу, увы, проблематично.
Библиография:
Вагнер Г.К., Чугунов С.В. Рязанские достопамятности. М.,1989
Вагнер Г.К., Чугунов С.В. Окраинными землями Рязанскими. М.,1995
Среди долин и полей издалека виден красивый силуэт Казанской церкви на фоне лесного массива. На самом деле это не лес, а пейзажный парк с прудами в усадьбе А.П.Ермолова.
По преданию храм был заложен в 1785-1786 годах самой Екатериной II, а освящен лишь в 1810 году. Предположительно проект был разработан В.И.Баженовым, но строительство велось уже другим архитектором, внесшим свои изменения. Действительно, В.И.Баженов умер в 1799 году и не мог руководить строительством.Во всем внешнем виде храма только пролеты звона с встроенными колонками напоминают о Баженове.
В целом же здание слишком геометрично и неоригинально для баженовского. Это не умаляет заслуг строившего церковь архитектора. Двухколокольный Казанский храм - прекрасный образец чистого классицизма, хотя, может быть, и чересчур торжественный для окружающего пейзажа.
Рука В.И.Баженова или кого-то из его сподвижников скорее чувствуется в главном доме усадьбы. Глядя на него, невольно вспоминаешь Царицыно до реставрации. Кажется, стоят среди парка все те же псевдоготические руины.
Дом - почти дворец с пустыми стрельчатыми окнами. В отличие от Царицына, эта постройка была завершена и отделана. Когда-то богатое внутреннее убранство ныне утрачено. Нет больше балкончика под крышей, да и сама крыша уже не та.
Самая главная достопримечательность ермоловской усадьбы - конечно же, скотный двор. Какая игра фантазии! Абсолютно круглая в плане игрушечная крепость в псевдоготическом стиле совсем не похожа на "скотный двор".
Возможно, внешнее сходство с миниатюрной крепостью и восточные мотивы связаны с первыми военными успехами А.П.Ермолова на русско-турецком фронте. Подобные мотивы встречались в творчестве В.И.Баженова. (Вспомним Михалково графа П.И.Панина, прославившегося взятием турецкой крепости Бендеры и желавшего, чтобы усадьба напоминала об этом). В эти же годы В.И.Баженов и М.Ф.Казаков в предверии подготовки к торжествам по поводу заключения Кучук-Кайнарджийского мира строят на Ходынском поле в Москве дворцы, символизирующие побежденные турецкие крепости. Тогда что могло помешать поселить свинок и других домашних животных в подобную крепость? Вполне в духе грубоватого юмора той эпохи.
Конечно, это вольная трактовка баженовской постройки, хотя и не лишенная оснований. Владелец имения особенно любил скотный двор, он даже проложил аллею от главного дома наискосок к полуострову, чтобы из дома любоваться необычной постройкой.
Внутрь "скотной крепости" можно было попасть через ворота, обрамленные башенками со шпилями и богато декорированных сверху. Таких проходов было три.
Перед встроенными в общий массив мощными башнями с зубчатым завершением поставлены две малые башни (когда-то тоже зубчатые), образующие ложные ворота.
Стены прорезаны стрельчатыми окнами и украшены сверху аркатурой, как и башни. Праздничный вид придает всему сооружению игра белых деталей на красном кирпичном фоне. Скотный двор получился веселым, в отличие от конного - маловыразительного каре с закругленными углами (не сохранился).
Скотный двор расположен на симпатичном полуострове между прудами, к которым спускается парк от главного дома усадьбы. И сейчас, спустя века, все здесь гармонично и приятно. Удивительное впечатление простора и уюта, великолепия и запустения барского дома и жизнерадостности обретшего неожиданную вторую жизнь скотного двора...
|