Так случилось, что к мемориалу на Куликовом поле мы подъезжали уже на закате.
Открытая волнистая равнина, за первым горизонтом - второй, третий,
виды - чуть не до края земли. Успеть бы до захода солнца...
На высоком холме - Епифань, очень живописно расположенный городок, в центре его - большой храм. Но вдруг холодок какой-то внутри: вспомнились платоновские "Шлюзы".
Что ж, здесь все переплелось, прекрасное и страшное. Это - Русь...
Спускаемся в долину, внизу блестит Дон в закатных лучах. Простор и даль - дух захватывает.
И вот, вспоминается, как между Доном и Непрядвой, в багряных отсветах... Стоп.
Этого мы не видели. Где это в точности было, и как - оставим споры специалистам-историкам.
И то, как мамаево побоище воспринималось современниками, и как стало превращатья в символ.
Но символ, возникнув, живет самостоятельно и порождает искусство.
Успели. У прекрестка современных дорог, на пологом холме, возвышается черный обелиск, а рядом, среди небольшой рощи стоит очень необычный храм. Две ассиметричные башни у входа, напоминающие фрагмент стены
древнерусского города, между ними - звонница. Сам пятиглавый храм как бы спрятался
за стеной. Мягкие "новгородские" линии башен немного контрастируют с более
строгим основным объемом храма. В композиции сочетается гармония и свобода -
верный признак руки мастера.
Действительно, храм построен по проекту А.В.Щусева - выдающегося русского, а затем советского архитектора.Плавные линии новгородско-псковского зодчества,
рассморенные сквозь изогнутое стекло модерна - этот мотив вдохновлял многих на рубеже
XIX и XX веков. Стилизации Щусева никогда не были простым копированием, несмотря на то, что архитектор хорошо знал древнерусские прототипы и участвовал в их реставрации.
Это была сознательная позиция, которую ему приходилось неоднократно отстаивать.
Не обошлось без сложностей и при проектировани куликовского храма.
Этот заказ Щусев получил благодаря графу Олсуфьеву, которому он ранее построил дом в Петербурге. Олсуфьев был председателем комитета по увековечению Куликовской битвы, и,
поверив в талант архитектора, предложил ему спроектировать храм-памятник. Однако
у некоторых членов комиссии вызвала недоумение стена с башнями, им казалось, что для храма это неуместно. Щусев нашелся: объяснил, что башни символизируют Пересвета и Ослябю.
Возражений у критиков не нашлось...
Щусев работал над этим проектом в 1900-х и начале 1910-х годов, примерно в тот же период им были спроектированы церковь в Натальевке Харьковской губернии и храм Марфо-Мариинской обители в Москве - также незаурядные образцы "национальной" ветви модерна в русской архитектуре. Закладка храма на Куликовом поле состоялась в 1913 году.
Вклад Щусева в архитектуру переоценить трудно. Удивителен творческий диапазон зодчего - это можно было бы назвать всеядностью, если бы не было талантливо. Интересно, что недолгий взлет советского архитектурного авангарда - тоже во многом заслуга Щусева. Будучи в двадцатых годах председателем Московского архитектурного общества и заседая во многих конкурсных комиссиях,
Щусев часто способствовал решениям в пользу новой ахитектуры (так было, например,с павильоном "Махорка" Мельникова и с проектом Днепрогэса А.Веснина). И конструктивистские проекты самого Щусева - из числа лучших, выполненных в этом стиле. А ведь зодчему в это время уже перевалило за пятьдесят... Затем, уже в тридцатых - новый поворот в творчестве.
Что это, конформизм? Отчасти, может быть, да. Архитектору это простительно.
Писать в стол можно, строить - нельзя. Но, складывается впечатление, что Щусеву действительно было тесно в рамках какого-то одного одного стиля.
А как же самая известная постройка Щусева - мавзолей В.И.Ленина?
И здесь задача была выполнена, в особенности, если задача эта - сказать правду.
Похоже ли "главное культовое сооружение" советского периода на дореволюционные постройки Щусева - храмы в Марфо-Мариинской обители или на Куликовом Поле? Нет, конечно.
Мавзолей - тоже по своему талантливое произведение,но напоминает скорее жертвенник какому-то языческому богу. Недоброму богу.
Ну а Куликово Поле - смотрите сами. На картинках, а еще лучше - на самом поле.
Последнее посещение - март 2002 года.
Библиография:
Нащокина М.В. Сто архитекторов Московского модерна. М.2000
И.Е.Гостев. Алексей Щусев./ в кн.: Зодчие Санкт-Петербурга XIX-начала XX века. Спб,2000.
Зодчие Москвы времени эклектики, модерна и неоклассицизма. М., 1998
С.О.Хан-Магомедов. Архитектура советского авангарда. Книга первая. М.1996.
Таким выглядит храм со стороны стоянки на шоссе. Композиция настолько необычна, что издалека сразу и не поймешь - нравиться он или нет. Луковки-главки-купола- не слишком ли "наворочено"?
Однако не зря архитектура модерна разрушила "фасадность" восприятия.
В движении раскрывается и композиция, и символический замысел. Лучший ракурс - совсем даже не с фасада. Разве что дорожки вокруг проложены не совсем правильно, и приходится иди по самому "Куликову полю".
А когда подходишь ближе, храм перестает восприниматся как единая постройка. Перед нами - как будто целый город.
Совсем близко - попадаешь в уголок этого города.
Не столько, наверное, в деталях, сколько по настроению.
Вид с востока. Иногда задаешься вопросом - как удалось зодчему
сочесть несочетаемое - новгородские стилизациии с мотивами московского зодчества XVI-XVII
века, к которым тяготеет центральный объем храма. А ведь удалось - и смотрится весьма органично.
Впрочем, первоначальный замысел архитектора был несколько иным
Храм представлялся автору еще стройнее и как будто более сказочным.
Рядом с храмом,на открытой вершине холма, стоит обелиск,
построенный намного раньше - в 1849-1850 годах А.П.Брюлловым.
У подножия обелиска можно посмотреть даже схему Куликовской битвы.
Насколько все точно - судить не беремся.
Садится солнце, контуры храма темнеют. Пора уезжать...
|