Церковь Успения Богородицы в селе Мелётово впервые упоминается в псковских летописях в 1462 году, сохранившиеся росписи датируются 1465. Этот уникальный памятник древнерусского зодчества ныне является филиалом Псковского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. Однако, попасть внутрь непросто. Фрески не в лучшем состоянии, открывать храм лучше в сухое летнее время, да и, откровенно говоря, нет поблизости музейных работников. Вроде бы можно записаться на экскурсию. Мы не были внутри, о чем жалеем. Славится храм именно своими фресками, написанными по сухой штукатурке (техника di secco менее долговечна, поэтому ветшавшие фрески были забелены в XVIII веке). Обнаружили их в 1870-х годах. Реставрировали церковь неоднократно: фрески расчищались в 1933, 1949 и 1965–1967 годах, основная реставрация здания была проведена в 1959-1968 годах. Сейчас внутри храма насчитывается около ста живописных сюжетов, но стенная роспись находится в неудовлетворительном состоянии, нуждаясь в реставрации. Успенская церковь - уникальный памятник псковской архитектурной школы периода её расцвета, его состояние с конца ХХ века постоянно вызывает тревогу. Реставрация началась в 1996 году, но через три года остановилась из-за прекращения финансирования. Небольшие противоаварийные работы по укреплению стенописи проведены в 2006 году под руководством В.Д. Сарабьянова. В 2017 году состояние Успенской церкви признали аварийным, в 2019 г. начались ремонтно-реставрационные работы, продолжающиеся вот уже несколько лет.
В начале ХХ века к югу от холодного Успенского храма решено было возвести теплую церковь, начался сбор средств. К 1910 году было пожертвовано достаточно денег, и с благословения архиепископа новгородского и старорусского Арсения (Стадницкого) началось строительство кирпичного храма во имя Святой Живоначальной Троицы. С 1903 года Арсений был епископом Псковским и Порховским. Много внимания уделяя вопросам сохраниния памятников церковной старины, он стал инициатором работ по реставрации собора Ферапонтова монастыря. Хорошо знал он и старую мелетовскую церковь. Возможно, ее сохранность стала одним из поводов строительства нового храма. Возведение здания в русском стиле с элементами модерна завершилось в 1913 году. Освящение состоялось в 1914. Церковь закрыли в 1930 году, но во время Великой Отечественной войны храм вновь распахнул свои двери, окончательно закрывшись в 1964. В 2000-х годах церковь передали Псковской епархии, ныне здесь ведутся реставрационные работы.
Библиография:
Лазарев В. Н. Искусство Древней Руси. Мозаики и фрески. М., 2000
О Мелётове на сайте Псковского музея-заповедника
Аварийные конструкции Троицкой церкви разобрали в Мелетово (псковская лента новостей)
Информация о Троицкой церкви на соборах.ру
Неожиданное впечатление производит комплекс из двух храмов - старой Успенской церкви XV века и относительно новой Троицкой, возведенной в начале ХХ. Нельзя назвать гармоничным их соседство, но каждый храм уникалем и красив по-своему.
Конечно, все стремятся осмотреть уникальный древнерусский псковский храм. Лучше попробовать заказать экскурсию, чтобы увидеть старые фрески. Жалеем, что сами этого не сделали.
Успенская церковь была закрыта на реставрацию. Невольно пришлось больше внимания уделить соседнему Троицкому храму. Странное сочетание настоящего древнерусского зодчества с его последователем - псевдорусским стилем, в котором выдержана соседняя постройка.
"Русский" или псевдорусский стиль конца XIX - начала ХХ века был призван возродить лучшие традиции отечественной архитектуры, но нередко постройки получались эклектичными за счет использования большого количества разных элементов, присущих старым образцам. Велось активное изучение истории русского искусства, экспедиции и обмеры старых памятников стимулировали создание новых.
Узкие окна-бойницы, теремное крыльцо, присущие древнерусским постройкам, здесь получают продолжение в стиле модерн: линии становятся прихотливы, теряется правильная строгая симметрия.
Особенно выразительно крыльцо и окружающие его окошки с белокаменными резными наличниками. Вспоминается Теремной дворец в Московском Кремле или крыльцо Царицыных палат в звенигородском Саввино-Сторожевском монастыре. Мы видим явную отсылку к постройкам XVII века. Ставший популярным "русский" стиль старался вобрать максимум прежнего декора.
Троицкий храм выразительно стоит на обрыве, откуда открывается красивый вид на речку Мелетовку. Псковские пейзажи на редкость хороши и гармоничны. Здесь тихо и несуетливо.
Мы застали закрытую Успенскую церковь в стадии проведения ремонтно-реставрационных работ. Но внешнее впечатление от этого не испортилось. Сейчас реставрируют и Троицкий собор. Это не способствует элегичному настроению, но вселяет надежду.
|