Ольгово - романтическое место. Старинная усадьба, овеянная легендами, с руинами дома-дворца, где бродят привиденья, среди которых и тень "пиковой дамы". Здесь можно и сейчас пожить в странных полукруглых постройках XVIII века, побродить по огромному парку, любуясь прудами и развалинами...
Первый известный владелец Ольгова в XVII веке - дмитровский воевода Чаплин. В XVIII веке усадьбой владели П.А.Соймонова (дочь А.И. и М.Г.Чаплиных), ее второй муж - маршал С.Ф.Апраксин и сын С.С.Апраксин; их потомкам принадлежало Ольгово до 1915 года, затем хозяином стал А.А.Игнатьев. Революция не стерла усадьбу с лица земли, усилиями Главнауки здесь был организован Музей быта, просуществовавший до 1926 года. Это неудивительно, ибо в Ольгове всегда бережно сохранялись все старинное, включая даже гардероб владельцев: шитые золотом и серебром бархатные кафтаны и камзолы, тетральные костюмы, бутафорское оружие... По словам А.Н.Греча, "дом был наполнен мебелью красного дерева, ореховой, карельской березы работы старинных мастеров, а также и своей собственной, крашеной, доморощенного изготовления... В старых бюро и секретерах остались письма и счета, на стенах - акварельные и рисованные портреты наряду с сувенирами заграничных путешествий, разбросанным по столам. Все это вместе создавало своего рода единственное впечатление жилого уюта; казалось, владельцы только что покинули дом, оставив раскрытой на рояле тетрадь рукописных нот и свежие цветы в старинных фарфоровых вазах. Десятилетиями накапливались вещи". Затем в усадьбе устроили санаторий. Часть вещей вывезли: в Дмитров и в Москву (в Музейный Фонд), большую часть - просто растащили.
Сохранившийся до наших дней усадебный ансамбль Ольгова сложился в основном в конце XVIII - начале XIX веков, при "богатом, жизнерадостном, гостеприимном генерале С.С.Апраксине", который пригласил в Ольгово известного архитектора - Франческо Кампорези. Расширив и перестроив главный дом ( начала XVIII века), Компорези осуществил также планировку и застройку парадного и хозяйственного дворов с флигелями, жилыми корпусами, конным и скотным дворами и пр. Из возведенных тогда построек до нас не дошли лишь здания бумажной фабрики и псарни. И в старинном парке нет более "Храма добродетели", "Турецкой мечети", триумфальных ворот, обелиска; остался лишь грот. Но по обилию построек нетрудно представить, что когда-то жизнь здесь била ключом. С.С.Апраксин славился своим хлебосольством и пирами. По словам А.Н.Греча, "балы и вечера в Москве сменялись празнествами в Ольгове, где сельские увеселения - крепостной театр, оркестр, хоры, охоты - привлекали все те же толпы гостей из столицы и окрестных усадеб". Женат генерал С.С.Апраксин был на очаровательной Екатерине Голицыной, старшей дочери Н.П.Голицыной, знаменитой "Пиковой дамы". Да и сама "Пиковая дама", знавшая толк в светской жизни, подолгу гостила в Ольгове. Ей, жившей Петербурге, Версале, Париже, блиставшей при дворах Екатерины II, Павла I, Александра I и дожившей до Николая I, никогда не было скучно в подмосковном имении зятя. В своем дневнике от 3 апреля 1834 года А.С.Пушкин писал:" Моя Пиковая дама в большой моде: игроки понтируют на тройку, семерку и туза. При дворе нашли сходство между старой графиней и кн. Натальей Петровной и, кажется, не сердятся..." Сам поэт никогда не посещал Ольгово, но здесь часто бывали его дядя В.Л.Пушкин, принимавший участие в любительских спектаклях, а также друг - П.А.Вяземский. В конце XIX века заезжал сюда и Л.Н.Толстой.
В Ольгове всегда были рады гостям. Как это не удивительно, традиции хлебосольного апраксинского дома в какой-то мере живы и ныне. Прямо в постройках XVIII века размещается пансионат "Радуга". Романтически настроенные любители старины (если они не падают в обморок при виде ржавых ручейков и отвалившегося кафеля в ванной) оценят это место по достоинству. К тому же все удобства, хотя и не новые, функционируют, а за толстыми старыми стенами не холодно даже в семнадцатиградусный мороз. В полукруглом корпусе для одиноких дворовых людей сейчас двухместные номера (очень странной формы, причем со стороны двора комнаты меньше, чем с противоположной).
Цены очень доступные. По ночам завывают привидения (или трубы, но, представьте, с горячей водой!). Ну а романтичные ночные прогулки к руинам главного дома или чуть дальше в парк, к Белому пруду, запомнятся надолго...
Последнее посещение - февраль 2003 года.
Библиография:
Греч А.Н. Венок усадьбам. //Памятники Отечества.М., 1995
Ильин М.А. Подмосковье. М.,1974
Кончин Е. Был музей в Ольгове //Памятники Отечества. М.,1993
Памятники архитектуры Московской области. Вып.1, М., 1998
Чижков А.Б. Подмосковные усадьбы сегодня. М., 2002
Когда-то дорога в усадьбу шла со стороны церкви, через несуществующие ныне ворота, о которых напоминает слегка руинированная готическая башня. Округлый парадный двор ограничивался главным домом, четырьмя флигелями и башенками при въезде.
Наверно, издали все это было похоже на крепость. Закругляющиеся жилые корпуса, въездные ворота с симметричными псевдоготическими башнями.
Кирпичная круглая двухярусная башня, усиленная боковыми контрфорсами, увенчана короной из белокаменных пинаклей. Внутри первого яруса - небольшое сводчатое помещение, похожее на сторожку привратника.
Два жилых корпуса для дворовых людей (северный - для одиноких, южный - для семейных) были построены в конце 1790-х годов по проекту Ф.Кампорези. Особую выразительнось придает им своеобразная закругленная форма.
В самом центре парадного двора среди вековых деревьев вырисовывается привычный силуэт Ильича, с тоской глядящего на дорогу. Действительно грустно, ибо по левую руку его ...
...руины главного дома, дома-дворца Апраксиных. В его основе лежит одноэтажное на подклете кирпичное здание начала или середины XVIII века.
Дом был перестроен во второй половине 1790-х годов в стиле классицизма по проекту Ф.Кампорези. Был надстроен второй этаж, фасады - украшены фронтонами и террасами с великолепными лестницами, оштукатурены с обработкой под камень.
Парковый фасад (со стороны пруда) был украшен деревянным шестиколонным ионическим портиком, высотой в два этажа. Но дерево - не самый прочный материал...
Сейчас тот же фасад выглядит иначе. И то, что при капитальном ремонте 1880-х годов отделка фасадов притерпела некоторые изменения, нас уже не трогает.
Дом достиг той степени разрушения, которая не оставляет надежд на реставрацию. Хотя проекты реставрации и существуют.
Радует фраза в "Памятниках архитектуры Московской области": "Дом, сильно разрушенный временем, подлежит восстановлению с заменой деревянных стен кирпичными". Было бы что заменять; мы заметили лишь несколько бревен, свисавших сверху.
М.А.Ильин, заставший дом в живых, отмечает его массивность и величественность. Здание было возведено на мощном цоколе.
Нынешнее руинированное состояние позволяет хорошо изучить планировку дома изнутри. В основном, перед нами голые кирпичные стены.
В стенах видны следы дымоходов многочисленных печей или каминов.
Самым красивым в доме по праву считался парадный двусветный зал с расписанными "под мрамор" колоннами коринфского ордера.
Зал украшали парные пилястры и люнеты с лепными барельефами, изображавшими предков Апраксиных. Печален вид парадного зала теперь.
А.Н.Греч назвал это "типичной бальной залой XVIII века, где некогда танцевали чопорные польские и грациозные менуэты под звуки крепостной музыки".
С залом сообщалась большая гостиная с колоннами. Когда-то весь дом был полон мебели, фамильных портретов, скульптуры и т.п. Неслучайно в 1919 году здесь был открыт музей быта, организатором которого стал художник и искусствовед Ю.П.Анисимов.
К сожалению, его детище прожило лишь до 1926 года. Экспонаты музея попали по большей части в Дмитровский краеведческий музей. Таков нынешний вид из бывшего дворца-музея на парадный двор.
Главный дом соединялся с флигелями декоративными аркадными переходами с вазонами на балюстрадах.
В северном флигеле, построенном Ф.Кампорези одновременно с реконструкцией главного дома, располагался крепостной театр Апраксиных. Первоначально, одноэтажное кирпичное здание театра с деревянным оштукатуренным верхом завершалось куполом, однако, в последующем, флигель был значительно перестроен.
В 1883 году по проекту Н.В.Набокова был возведен деревянный южный флигель, повторяющий формы северного (в начале 1980-х - перестроен в кирпиче).
Планировка усадьбы основана на двух перпендикулярных осях, соответствующих парадному въезду и въезду через хояйственный двор. В начале въездных аллей Ф.Кампорези разместил парные кирпичные обелиски.
В Ольгове на редкость полно сохранились хозяйственные постройки начала XIX века, подновленные в 1880-х годах. За конным двором и манежем следуют конторские флигеля.
В бывших амбарах, а также в здании риги и других хозяйственных постройках теперь разместились магазины.
Чуть в стороне, на дороге к селу, в 1751 году по заказу П.А.Соймоновой была возведена Введенская церковь. Строил ее ярославский мастер К.Л.Дружинин. Колокольня и приделы появились во время реконструкции в 1828 году,приделы были увеличены архитектором А.Ф.Мейснером в 1892.
Напротив церкви, при повороте дороги, на рубеже XVIII-XIX веков была построено простое, симметричное относительно угла здание, расширенное в 1894 году для церковно-приходской школы.
Ольгово знаменито и своим пейзажным парком, занимающим 40 га. Величественные аллеи ведут вглубь. Тихо и хорошо в старом парке, хоть не украшают его более многочисленные статуи, беседки, павильоны и оранжереи.
Остался лишь полуобвалившийся грот на берегу. Он единственный напоминает о сельских увеселениях и затеях С.С.Апраксина.
Сохранились и пруды, красиво расположенные по всему парку. Когда-то они носили забавные названия: "Белый воробей", "Черный воробей", "Малиновый воробей".
Гуляя по парку, больше похожему местами на непролазный лес, неожиданно попадаешь на настоящие видовые площадки, откуда открываются далекие перспективы.
|