Плес
главная
Опубликовано: очень давно
Красоту Плеса, его удивительные пейзажи не описать словами. Фотографии слишком реальны для здешних нереальных пейзажей. Сюда надо приехать, увидеть и почувствовать все самому... Немного истории. На высоком берегу Волги, при впадении в нее реки Шохонки, издревле жили люди. Археологические раскопки свидетельствуют, что еще в XIII веке здесь стоял древний город, предположительно разоренный Батыем. Нынешний Плес основан сыном Дмитрия Донского великим московским князем Василием как укрепленный сторожевой пункт на подступах к Костроме. На высоком холме между долиной Шохонки и глубоким оврагом вырасла деревянная крепость с дозорными башнями и двумя воротами. Был вырыт ров, насыпан вал, первоначальная высота которого достигала 6 метров. В крепости была деревянная церковь, воеводский двор, склады вооружения и продовольствия, жилые постройки. Вокруг располагались слободы: Троицкая, Гончарная, Набережная, Рыбная, Серковская. В XVI веке Плес вошел в состав централизованного Русского государства и участвовал в борьбе за присоединение Казанского ханства, в XVII - город был разорен польско-литовскими отрядами пана Лисовского. Башни и стены деревянной крепости сгорели и более уже не восстанавливались. В конце века в Плесе появляются первые каменные строения: Успенский собор (1699) и два административных здания на территории бывшей крепости, Петропавловская церковь за речкой Шохонкой и Преображенская пустынь на западной окраине. В XVIII веке каменное строительство продолжалось, в 1778 году город, став уездным центром Костромской губернии, получил свой герб и генеральный план застройки, воплощение которого в жизнь послужило основой современной планировки Плеса. Парадная застройка набережной, выложенные булыжником живописные спуски, соединяющие улочки, расположенные в несколько ярусов на крутом берегу Волги - все это было задумано еще по старому генплану. Плес того времени - крупный торговый центр, поставлявший лен и полотняные изделия в разные города. В XIX веке город становится одним из важных речных портов на Волжском торговом пути. В это время строятся Троицкая (1808) и Воскресенская (1817) церкви. В середине века здесь уже много каменных построек: 35 жилых домов, 7 церквей, 2 часовни, 3 здания торговых рядов. Железная дорога Иваново-Кинешма прошла в стороне от Плеса, что предопределило его упадок как торгового центра. Плес становится местом отдыха для наезжающих дачников. Но главную известность городку принесли художники, в первую очередь, великий русский пейзажист - Исаак Ильич Левитан. Его картины "Осень. Мельница. Плес", "Вечер. Золотой плес", "После дождя. Плес", "Тихая обитель" написаны здесь. А в неземной картине "Над вечным покоем" фантазия художника соединила озерные просторы Удомли и старую кладбищенскую церковь из Плеса.

И.И.Левитан приехал в Плес с друзьями художниками А.С.Степановым и С.П.Кувшинниковой в 1888 году. Остановились в доме купца Солодовникова, заняв две комнатки мезонина (сейчас в этом здании музей Левитана). В первый же вечер по приезде художник написал этюд полюбившейся ему старой церкви, стоявшей высоко на холме над домом Солодовникова. В 1903 году Петропавловская церковь сгорела, но сохранились обмерные чертежи фасадов и рисунки фрагментов, опубликованные академиком архитектуры А.М.Павлиновым, исследовавшем церковь в 1887 году. Можно подумать, что стоящая ныне на горе Левитана церковь - это восстановленная Петропавловская. Но это не так: ныне на ее месте находится перевезенная сюда в семидесятые годы Воскресенская церковь из села Билюково. Подмена почти незаметна: вокруг остатки старого кладбища, Варваринская церковь внизу под обрывом, далекие волжские виды - все как будто так, как во времена Левитана...

Октябрь 2004


Библиография:

Казаринова В.И. От Плеса до Сараева. М., 1978
Шлычков Л.А. Листая времени страницы: памятники архитектуры Ивановской области. Ярославль, 1983
Исторический центр Плеса - Соборная гора ("гора Свободы"). Место для старой деревянной крепости было выбрано на редкость удачно: крутые склоны со всех сторон, и даже "с приступа" - значительное понижение рельефа. Обзор с городища великолепен: его древние жители, вероятно, издалека замечали врага, ну а мы теперь можем просто любоваться далекими волжскими просторами.
От тех времен до нас дошли остатки городских валов. Речка Шохонка, впадающая в Волгу рядом с бывшей крепостью, теперь перегорожена дамбой.
На вершине Соборной горы среди берез и молодых дубов стоит Успенская церковь. Она была построена в 1699 году на месте сгоревшей деревянной. В XIX веке рядом с ней был возведен массивный пятиглавый летний собор и небольшая часовня. На картине И.И.Левитана "Тихая обитель" можно увидеть и Успенскую церковь, и эти несохранившиеся постройки.
Однако следует оговориться: для Левитана не характерны фотографически точные пейзажи, образ "тихой обители" во многом собирателен. Замысел этой картины, по воспоминаниям С.П.Кувшинниковой, зародился еще в подмосковье, у Саввино-сторожевского монастыря, а окончательно оформился после посещения небольшого монастыря под Юрьевцом. Тем не менее, характерные для Плеса детали легко читаются на этом полотне.
Вид на бывшую Троицкую слободу с Соборной горы мало изменился за последние сто лет. Ансамбль центральной площади Плеса с двумя Троицкими церквями (летней и зимней), сложившийся в первой половине XIX века, выглядит довольно торжественно.
Спустившись с Соборной горы по главной улице попадаем на уютную Торговую площадь, над которой возвышается стройная, чуть мрачноватая Воскресенская церковь (1817). В том же XIX веке построены торговые ряды и здание чайной.
С Торговой площади спустимся на набережную, ставшую теперь торговым и культурным центром города. Здесь можно купить рыбу, сувениры, продукты, а главное, подойти к реке близко-близко, летом - покататься на лодке и искупаться.
Там же, на набережной, можно изучить схему города...
... и список достопримечательностей.
Гулять по набережной Плеса очень приятно. Симпатичные двухэтажные домики, миниатюрные барские усадьбы, торговые палаты... Очарователен дом помещика Моисеева с четырехколонным портиком и балкончиком.
Следом за ним - дача фабриканта Павлова, пример плесского модерна. Кирпичное здание дополнено резной деревянной верандой с изящными витражами. Раньше следующим на набережной стоял деревянный дом с мезонином,принадлежавший братьям Шемякиным. Теперь на его месте кирпичный новорусский особнячок, выдержаный в старых формах.
Пройдя по дамбе через речку Шохонку, выходим к бывшему дому купца Солодовникова. Сейчас в нем музей Левитана. Чуть дальше по набережной есть еще музей пейзажа. Ближе к вечеру - не музейное время, вероятно, надо приходить с утра.
Вверху над музеем поросшая березами Петропавловская гора, ныне гора Левитана. Здесь художник написал свой первый этюд по приезде в Плес, и еще много раз приходил сюда и рисовал, рисовал, рисовал.
Поднявшись на гору, среди редких покосившихся крестов мы увидим церковь, стоящую на месте той деревянной церкви Петра и Павла, которая буквально очаровала Левитана. Правда, та церковь XVI века сгорела в 1903 году.Но и нынешний храм не выглядит новоделом, поскольку тоже старый: построен в 1699 году и перевезен сюда в семидесятые годы из села Билюково Ильинского района. Крыльцо провалилось, крыша поросла мхом. Все как прежде.
Отсюда хорошо виден Варваринский храм, который тоже любил рисовать Левитан. Многоярусная колокольня, пристроенная позже, несколько подавляет стройную небольшую церковь. И все же - красота.
Вот и весь Плес - уютный городок с великолепными видами, удивительными церквями, неповторимыми пейзажами...
prevent_small_width
В Плес можно попасть как со стороны Ярославля и Костромы по шоссе, идущему правым берегом Волги, так и через Иваново. В любом случае необходимо доехать до Приволжска, где начинается местное шоссе, ведущее в Плес. В Приволжске с указателями плохо, но конфигурация улиц (с учетом железной дороги) примерно соответствует двухкилометровке, во всяком случае, мы проехали этот город без лишних расспросов. При въезде в Плес справа встретится одноименный санаторий, однако это довольно серьезное лечебное учреждение (в отличие от пансионата "Плес", расположенного на набережной Волги) вряд ли представит интерес для путешественика. Вскоре шоссе выводит к небольшой проселочной "площади" перед Троицкими церквями (справа). На площади автобусная остановка (видимо, конечная). Если Вас интересует бюджетный вариант ночлега, можно свернуть на этой площади перед церковью направо, на грунтовую улочку, а затем, почти сразу же, еще раз направо, к дому отдыха "Натали" (небольшое двухэтажное здание). Кроме небольших "неудобств с удобствами", которые совмещены на два номера, в остальном оказалось очень чисто и прилично (неприлично низкая цена не в счет).

Дальше, после упомянутой площади-автостанции, главная улица уходит круто вниз. Если не успеете затормозить, то по проселочной дороге въедете прямо на древнее городище (правда, въезд туда запрещен). Здесь удобно оставить машину (путевая точка PLES01) и прогуляться по городищу. Главная же асфальтовая дорога круто сворачивает налево и по еще более крутому спуску, огибая городище по дну оврага, спускается к Торговой площади, и дальше (коротеньким проездом) - на набережную.

Плес - это прежде всего набережная. Здесь расположена вся цивилизация - пансионаты "Плес" и "Русь" (в западном конце набережной, выше по Волге), кафе, магазины (в центре), музеи и милиция (в восточной части). Милиция раз в несколько минут патрулирует набережную на джипе.

К деревянной церкви на горе Левитана можно подняться пешком, а можно подъехать и на автомобиле. Для этого необходимо проехать по набережной вниз по Волге и свернуть направо (путеая точка PLES02) на первую улочку после дамбы. Улица сначала поднимается в гору (левые повороты пока игнорируются), затем спускается вниз. Внизу развилка (путевая точка PLES03): направо дорожка к пешеходному мостику через Шохонку, прямо и немного вверх продолжается проселочная дорога, а налево, круто вверх, уходит узкая дорога, мощеная булыжником. По этой булыжной дороге, лавируя между ямами, можно подняться на гору. Сразу после подъема лучше оставить машину (PLES04) и пройти налево пешком до церкви (PLES05) - это займет пару минут (можно подъехать и ближе).