Самуйлово поражает с первого взгляда. Руины дворца, запущенный парк... В годы расцвета впечатление было вероятно просто фантастическим. Во время Отечественной войны 1812 года французские солдаты не тронули Самуйлово. Маршал Ней был поражен великолепием усадебных построек и даже оставил на одной из стен главного дома надпись, которую перевели так: "Это здание представляет настолько художественное, во всех отношениях, архитектурное произведение, что истребление его огнем не должно считаться делом рук французской армии." Знал ли Ней, что создание дворцового ансамбля в Самуйлове связано с именем выдающегося французского (по происхождению) архитектора Жана Франсуа Тома де Томона?
В старину здесь была деревня Алексеевка, принадлежащая князьям Лобановым-Ростовским. Ее-то и купил во второй половине XVIII века вице-канцлер А.А.Голицын, решивший построить для себя достойную резиденцию. Тома де Томон к этому времени выполнял архитектурные работы для герцога Н.Эстергази в Вене. Эстергази и представил молодого архитектора русскому послу в Вене Д.М.Голицыну. Получив от посла рекомендательное письмо к его брату А.М.Голицыну, живущему в Москве, Тома де Томон отправился в Россию, где ему суждено было провести всю оставшуюся жизнь и обрести всеобщую известность. Попав в Москву, архитектор сразу выехал в имение Голицыных Самойлово (ныне Самуйлово) Гжатского уезда Смоленской губернии.Здесь он спроектировал и построил небольшую одноглавую церковь Пречистой Богородицы. Вероятно, ему же принадлежал и проект дворца. Тома де Томон прожил в Самуйлове более года ( с 17 января 1799 до 31 марта 1800)и уехал в Петербург из-за прекращения строительных работ (умер князь Голицын, затеявший обустройство имения в Самуйлове). в Петербурге архитектор был зачислен на государственную службу и получил заказ на перестройку Большого театра. Работы были выполнены, но в ночь на 1 января 1811 года театр сгорел. Осматривая стены сгоревшего здания, Томон упал со строительных лесов и в 1813 году скончался. Трудно переоценить роль Тома де Томона в истории русского классицизма ( вспомним здание Биржи, Ростральные колонны, памятник "Супругу-благодетелю" в Павловском парке и др.)
Самуйлово как первая постройка выдающегося архитектора в России заслуживает особого внимания. Когда-то дворец представлял собой двухэтажное (центральный объем) здание . Позднее к нему пристроили крылья, в которых помещались иезуиты. Здесь же разместили и тайную канцелярию, и католическую церковь. Все это пряталось в подземелья во время нередких ревизий при Николае I. При этом императоре Голицыны были почти в опале, что не мешало им оставаться богатейшими людьми. Только в этом уезде у них было 86000 десятин земли. Однако, во второй половине XIX века положение изменилось. Князь Павел Алексеевич Голицын был объявлен несостоятельным, а его имение Самуйлово продано с торгов. Новыми хозяевами стали купцы Александров и Комаров, которые продали имение князю Лобанову-Ростовскому. Казалось, наконец Самуйлово вернулось к исконным владельцам, но они вскоре продали имение В.Шульцу. К этому времени имением никто всерьез не интересовался. В 1914 году Г.К.Лукомский, постивший усадьбу, писал: "Ныне дом в запущенном состоянии, а прелестные росписи на стенах, вероятно, скоро погибнут". Революция положения не исправила, а во время Великой Отечественной войны усадебные постройки пострадали настолько сильно, что уже не восстанавливались. Уцелел лишь один флигель, где еще в 1950-е годы размещалась школа (сейчас тоже разрушается). Парк в Самуйлове был разделен на регулярную и пейзажную зоны каскадом прудов. Все шесть прудов имели свои названия: Самуйловский, Теняевский, Черный, Дворцовый, Нижний, Круглый. Возле прудов росли тополя, черемуха, спиреи. Их заросли и сейчас окружают единственный сохранившийся Нижний пруд, за которым виднеются величественные руины дворца.
Библиография:
Пастухова З.И. По Смоленщине. М., 1985
Лукомский Г.К. Усадьбы Смоленской губернии // Столица и усадьба №9, Спб., 1914
Тихонова А. Приглашение на бал...// Памятники Отечества №55, М., 2002
Шуйский В.К. Жан Франсуа Тома де Томон // Зодчие Санкт-Петербурга XIX- начала ХХ века. Спб., 2000
Главный дом в Самуйлове производит впечатление настоящего дворца. Двухэтажный главный объем завешался по бокам одноэтажными крыльями с большими полукруглыми окнами, заканчивающимися выступающими корпусами. Один из нихх уже почти окончательно разрушен.
Лучше сохранилось левое крыло, по которому можно составить общее впечатление о парадном фасаде дома.
Изначально главный фасад был украшен декором из белого камня, корпуса же "были прелестно обработаны портиками из ионических колонн".
Главное украшение фасада, выходящего в сторону бывшего парадного подъезда к усадьбе - полуротонда с четырьмя полуколоннами коринфского ордена. По бокам дом завершался портиками с четырьмя ионическими колоннами.
Такие же портики украшали фасады двух симметричных флигелей. Левый флигель по большей части сохранился, на месте правого - груды битого кирпича.
Лет 30-40 назад в уцелевшем флигеле размещалась местная школа, сейчас внутри настоящая непролазная чаща.
Флигеля соединялись с главным домом полукруглыми открытыми колоннадами, от которых ныне не осталось и следа. Можно только догадываться, как смотрелся парадный двор...
К сожалению, богатое внутреннее убранство дома утрачено, а еще в начале ХХ века оно поражало современников.
"Самою интересною деталью внутренности дома является обработка стен... Этот род украшений стен медальонами и включенными в квадраты изображениями античного сюжета очень редкий и привлекательный.
Здесь восьмигранные круглые рамки, в каждой из них различный сюжет. Гроздья винограда и розы вьются вокруг трельяжа, и все это написано al fresco. Прелестны печи, но часть их разграблена..."
Когда-то великолепный круглый зал смотрит окнами в парк. Перед ним была огромная полуовальная площадь с партерным газоном.
Вот он - партерный газон. За ним, чуть вбок - регулярный липовый парк, заложенный еще в середине XVIII века. В центре парка сходилось двенадцать аллей.
Размеры старинных лип поражают воображение, но увы... Регулярный парк, заложенный в середине XVIII века, гибнет, сохнут старые деревья, все забивает подлесок.
От огромного каскада прудов остался лишь Нижний. Вода нашла обходные пути, и верхние пруды обмелели, превратясь в заросшие овраги.
А за Нижним прудом - как прежде гордо стоит дворец, величественный даже в руинах. Стоит, и кажется, будет так стоять вечно...
|