Немало интересных усадебных комплексов на Рязанщине связано с именем Дервизов. Но, пожалуй, самое уютное и одухотворенное - в Сохе. Здесь нет того размаха, который поражает в Старожилове, нет и удивительной архитектурной феерии, как в Кирицах. Соха притягивает своей камерностью и изяществом.
Владелец старожиловского конного завода, П.П.Дервиз, был не только любителем лошадей. По сохранившимся воспоминаниям, был он и любителем изящных искусств. Серьезное увлечение музыкой (П.П.Дервиз ставил у себя дома довольно сложные оперы) помогло владельцу Сохи и Старожилова в сложные послереволюционные годы. За свою культурно-просветительскую деятельность П.П.Дервиз получил охранную грамоту Советского правительства. Образованнейший человек своего времени, он бесспорно был в курсе современных тенденций загородного строительства, что позволило ему создать две совершенно разные усадьбы в Сохе и Старожилове. По сохранившимся постройкам можно судить о тонком архитектурном вкусе владельца. Не лишено правдоподобия и предположение об участии в строительстве обоих ансамблей талантливейшего архитектора рубежа XIX-XX веков - Ф.О.Шехтеля. Можно с уверенностью сказать, главный дом в Сохе строил неординарный архитектор. Интересно использована неровность рельефа: почти вплотную к дому сооружена (ныне полуобвалившаяся) подпорная стенка, по верху которой вдоль сильно вытянутого здания располагается величественная аллея; прямо на нее можно выйти из центрального двусветного зала. Сейчас трудно сказать, как был оформлен парадный вход, эта часть дома фактически руина. Если служебные постройки в Сохе сохранились неплохо, то сам главный дом, к сожалению, просто рушится на глазах. Нет крыши, упали перекрытия второго этажа, лишь несколько ступеней осталось на чугунной винтовой лестнице, ведушей прямо в небо...
Библиография:
Вагнер Г.К., Чугунов С.В. Рязанские достопамятности. М., 1989
Если ехать в Соху из Старожилова, с дороги открывается прекрасная панорама всей усадьбы: барский дом на берегу пруда, хозяйственные постройки вдали.
Однако, переехав через плотину, и увидев ту же картину поближе, становится немного жутко. Перед нами почти руины небольшого дворца. Странное впечатление, как будто жизнь
ушла из этого дома внезапно и совсем-совсем недавно...
Когда-то это был двухэтажный дом с симметричными одноэтажными крыльями. Концы крыльев, как и центральный объем, немного вынесены вперед и раньше были покрыты высокими кровлями.
Можно предположить, что и завершения крыльев были двухэтажными, в одном из них еще можно увидеть остатки чугунной винтовой лестницы.
Центральная часть дома перекрыта высокой, как бы "вспученной" металлической кровлей. Перед нами пример металлочерепицы рубежа прошлых веков: отдельные железные пластины уложены на железный же лист. Вероятно, за счет такого двойного покрытия часть крыши пока еще цела.
Цела была бы и вся крыша, но деревянная стропильная конструкция не выдержала времени.
Художественную выразительность дворцу придает изящная рустовка входа, оконных проемов, углов. Отделка почти не повторяется, при общей симметричной композиции все части дома кажутся немного разными.
С противоположной стороны располагался парадный двор, от которого осталась тенистая аллея возле дома и пустующяя квадратная площадка.
Прямо с аллеи через главный вход можно попасть в центральную часть дома. Сейчас трудно судить, какова была отделка парадного подъезда в подробностях. Его камерный объем так же уютен, как и все здесь.
При входе в центральный двусветный зал даже не у слишком сентементального зрителя
вырывается невольное "Ах!": слишком разителен контраст между былой красотой и нынешним видом. Горько видеть такое...
Кое-где уцелела даже лепнина - похоже, столь интенсивное разрушение началось не так давно.
Когда-то в этом белом зале устраивались балы и концерты, звучала прекрасная музыка...
Выйдя из дома к пруду, можно было подняться в беседку над гротом. Сейчас их руины за деревом на фоне конюшни можно легко принять за груду мусора.
Сами конюшни, неотъемлемый атрибут любой русской усадьбы (тем более усадьбы коннозаводчика П.П.Дервиза), сохранились хорошо, и используются ныне под хозяйственные цели.
Интересно, что возле конюшен сохранился даже погреб, крытый поверх кирпича землей. Он, к сожалению, исползуется совсем для других нужд.
Со стороны хозяйственных построек вид на дервизовский дворец не так великолепен. Зато лучше видна его камерность и уютное уединение. В этом, пожалуй, основная прелесть здешней усадьбы.
|