Одно из живописнейших мест Рязанской области - Солотча, до революции известная как "рязанская Италия". Давным-давно прямо у Солотчи протекала Ока, тогда-то и образовалась тут высокая песчаная терраса, поросшая позже густым бором. От реки осталась только тихая старица, за которой расстилаются заливные луга. Есть здесь другая речка - Солотча. По преданию, на ее берегах встретили рязанские князь с княгинею двух отшельников, Василия и Евфимия. Князь Олег решил основать на этом месте мужской монастырь и в 1390 году выстроил деревянный Рождественский собор. Существует легенда, будто из княжеского дворца в Рязани вел подземный ход прямо в Солотчинский монастырь. Конечно маловероятно существование многокилометрового подземного хода, но особые отношения и вправду связывали княжескую семью с Солотчей. Перед смертью князь постригся здесь в монахи, приняв имя Иоакима (1402 г). Гробницы Олега и его жены Евфросинии находились в монастырской Покровской церкви, обрушившейся в реку в 1768 году ( княжеские останки были перезахоронены в монастыре). В 1552 году Солотчинский монастырь принял участие в Казанском походе Ивана Грозного ( возможно, тут останавливались царские отряды, шедшие завоевывать Казанское ханство). В честь победы над Казанью в монастыре была сооружена Алексеевская церковь (разобрана в 1847 г).
Нынешний вид монатыря сложился в основном в конце XVII века, когда всвязи с назначением архимандритом Игнатия Шангина началось подлинное возрождение обители. В это время были построены две церкви в нарышкинском стиле - Предтеченская (надвратная) и Святого Духа ( с трапезной). Единственная из более ранних сохранившихся построек - Рождественский собор XVI века. Жизнь Солотчинского монастыря в XVIII - XIX веках ничем особенным не знаменита. Было здесь обширное хозяйство с конюшенным и скотным дворами. Тихо текли монастырские будни. В 1920-е годы монастырь был закрыт, часть зданий - утрачена. В 1960-х годах началась реставрация,а в 1993 году возрожден Рождество-Богородицкий женский монастырь. Снова закипела привычная жизнь в стенах обители, теперь женской. Несколько лет назад не все еще было восстановлено, но заботливая рука чувствовалась повсюду...
По последним сведениям ( Kirill, 2001)
монастырь открыт для посещения не в любое время,а только во время службы.
Библиография:
Вагнер Г.К., Чугунов С.В. Рязанские достопамятности. М., 1989
Монастыри русской православной церкви. М., 2001
Обогнув мощные укрепления и войдя на территорию монастыря, сразу попадаешь в иной мир. За стенами плавно течет размеренная монастырская жизнь со своими радостями и заботами. Обитель можно осмотреть и даже пофотографировать, получив благословение настоятельницы, игумении Варвары.
Старые монастырские стены и башни невольно внушают уважение своей монументальностью. Возможно, их архитектурное значение не так велико (это довольно типичные монастырские укрепления), но впечатление от них остается надолго.
Если пройти вглубь монастыря, неожиданно откроется вид на очень симпатичный небольшой храм. Это самая старая из сохранившихся построек - Рождественская церковь ( XVI-XVII век).
Рождественская церковь относится к довольно редким в древнерусской архитектуре двустолпным храмам. Когда-то ее внутренний свод поддерживали не четыре, а два столба.
О том, что храм был двустолпным напоминают фасадные лопатки на северной и южной стенах. Сама церковь выдержана в строгих формах, характерных для XVI века.
Построенный в 1696-1698 годах храм Иоанна Предтечи над Святыми воротами - выдающийся архитектурный памятник. Предполагают, что его автором мог быть известный русский зодчий Яков Бухвостов.
Предтеченская церковь богато украшена изразцами, в том числе довольно редкими декоративными деталями. Между окнами на гранях главного восьмерика в особые обрамления вставлены огромные фигуры евангелистов. Автором этих изразцовых фигур был известный московский мастер Степан Полубес.
В 1688-1689 годах была построена величественная Духовская церковь. Предположительно, строил ее также Яков Бухвостов. Церковь с большой трапезной палатой пожожа на настоящий монастырский дворец и напоминает скорее светские постройки.
Раньше в трапезную вела снизу торжественная лестница, что усиливало дворцовое впечатление. Звонница, восстановленная современными реставраторами, вероятно тоже была не столь проста.
Несмотря на все перемены, Духовская церковь производит сильное впечатление. Сохранилось великолепное декоративное убранство с чудесными изразцами. Реставрационные работы, несколько лет назад бывшие в самом разгаре, возможно уже завершены.
Последнее симпатичное здание, на которое хочется обратить внимание, настоятельские покои. Очень органичное и уютное монастырское строение. Смотришь на него, и кажется, что не прерывалось ни на минуту спокойное течение монастырской жизни...
|