Тараканово
главная
Опубликовано: очень давно
Тараканово известно с 1627 года как вотчина Н.А.Зароцкого, затем Таракановых. Много владельцев сменила усадьба, мало что осталось ныне от нее. На высоком берегу стоит в руинах храм Михаила Архангела, возведенный в 1695 году при стольнике Н.Ф.Тараканове, недалеко - остатки пруда и несколько старых деревьев.

Все здесь связано с именем Александра Блока. В двух километрах отсюда находилось Шахматово, усадьба деда поэта, известного ботаника, ректора Московского университета, А.Н.Бекетова. С детства Блок проводил в Шахматове летние месяцы, совершая дальние прогулки. Холмистые пейзажи, бескрайние дали становились для поэта источником вдохновения. Недалеко была усадьба ученого-химика Д.И.Менделеева, друга А.Н.Бекетова. Менделеев бывал в Шахматове, Блок с дедом - в менделеевском Боблове. Здесь Блок встретил свою мечту. В 1903 году в Тараканове в церкви Михаила Архангела венчались А.А.Блок и Л.Д.Менделеева. За год до этого поэтом были написаны такие строки:

Люблю вечернее моленье
У белой церкви над рекой
Передзакатное селенье
И сумрак мутно-голубой.
Покорный ласковому взгляду,
Любуюсь тайной красоты,
И за церковную ограду
Бросаю белые цветы.
Падет туманная завеса,
Жених сойдет из алтаря,
И от вершин зубчатых леса
Забрежжит брачная заря.



Последнее посещение - февраль 2003.

2010г. Нам сообщили, что "территория вокруг Тараканово превратилась в музей-заповедник Блока, огорожена, вход на территорию платный. Появилось деревянное здание музея, бюст Блока возле него. Церковь Михаила Архангела частично восстановлена, есть купол, но она все еще в лесах"


Библиография:

Блок А.А. Собрание сочинений. Т.1., М., 1971
Чижков А.Б. Подмосковные усадьбы сегодня. М., 2002
Издали кажется, что церковь Михаила Архангела стоит "в лесах" и реставрируется. Не очень давно так оно и было.
Сейчас леса падают, кое-где бревна просто свисают сверху, не доходя до земли.
От колокольни осталось совсем немного.
Сводчатые перекрытия в основании церкви рушатся.
И все же, в храме не покидает ощущение чего-то светлого и чистого, непостижимым образом сочетающегося с тлением и разрухой. И странные обгорелые березы вокруг, поднявшие черные ветви к вечернему небу... Можно, конечно, все объяснять совпадением случайностей - но настроение совершенно блоковское...
Рядом - заросший камышом и рогозом старый пруд. Стихи Блока - тоже как будто рядом...
...Сгущался мрак церковного порога
В дни свадеб, в дни рождений, похорон;
А там - вилась широкая дорога,
И путник шел, закатом озарен.
Там не было конца свободной дали,
Но здесь, в тени, не виделось ни зги;
И каждый раз прохожего встречали
Из сумрака ответные шаги.
Церковный свод давал размерным звоном
Всем путникам напутственный ответ,
И в глубине, над сумрачным амвоном,
Остерегающий струился свет.
И, проходя в смеющиеся дали,
Здесь путник ждал, задумчив и смущен,
Чтоб меркнул свет, чтоб звуки замирали...
И дале шел, закатом озарен.
prevent_small_width
В Тараканово проще доехать по шоссе Москва - С-Петербург. Поворот на местное шоссе в Солнечногорске (нужно миновать левый поворот на Пятницкое шоссе и городской парк справа, указатель есть). На подъезде к деревне - развилка.Чтобы попасть к церкви, нужно свернуть налево, и через несколько сотен метров - направо, по указателю "музей А.Блока". Проехав всю деревню насквозь, можно оставить машину около музея (небольшой одноэтажный деревяный домик). Церковь видна впереди за полем, метрах в трехстах.

Если на первой развилке поехать прямо (точнее,немного левее), то почти сразу вправо отойдет дорога в Шахматово (есть указатель). Там находилась знаменитая усадьба Блока (деревянный дом начала XIX века,перестроенный по его собственному проекту). Усадьба была целиком утрачена, однако недавно ее восстановили и даже устраивают летом "праздники поэзии". Заметим, что обозначенная на картах юго-западнее Тараканова (ближе к Ленинградскому шоссе) деревня Шахматово не имеет к блоковской усадьбе никакого отношения.

Второй вариант подъезда - с Рогачевского шоссе. Дорога через Аладьино более наезженная, чем через Лукьяново (последняя зимой после снегопада оказалась довольно экстремальной).