Торжок
главная
Опубликовано: 2020-07-09

Сейчас трудно представить Торжок окраинным городом Новгородской земли, каким он был в древности. А вот Торжок девятнадцатого века представить легко - почти ничего и представлять не надо. Достаточно просто приехать сюда, бродить по его улочкам, над крутыми обрывами долины Тверцы, спускаться к реке - и смотреть, фотографировать, чувствовать и, если будет дозволено несколько неуклюжее выражение, "пребывать", за неимением лучшего слова, описывающего этакую "здесь и сейчас включенность" в окружающую среду и жизнь. Торжок - одно из лучших мест для подобного "пребывания".

Все регулярные планы города оказались бессильны перед живописным волнистым рельефом долины Тверцы. Кручи левого берега реки тянутся совсем рядом с санкт-петербургской дорогой (нынешняя улица Дзержинского, в прошлом - Ямская). Лишь цепочка старых домов отделяет шоссе от завораживающих панорам долины. На высоком левобережье селились ямщики, чиновники и дворяне, в числе последних - Оленины, у которых неоднократно останавливаля Александр Сергеевич Пушкин. Сейчас в их деревянном доме - музей с довольно интересной экспозицией, рассказывающей о быте и транспорте того времени - всевозможных повозках, бричках и прочих средствах, приводимых в движение лошадиной силой. Рядом - музей пояса (кому интересно), и магазинчик, где можно приобрести изделия местного золотошвейного промысла.

За музеями - кафе и смотровая площадка, откуда с огромной высоты открывается вид на старую, купеческую сторону города. Она лежит как на ладони, ибо невысока и лишь постепенно поднимается над рекой амфитеатром. Вдали, если перевести взгляд левее, вниз по реке, хорошо видна колокольня Борисоглебского монастыря.

Продолжая свой путь по левобережью Тверцы со стороны Санкт-Петербуга, оказываешся на довольно широкой площади, раньше называемой Ильинской по стоящей на ней церкви Ильи Пророка (построена в 1820 - 1822 годах). От Ильинской площади дороги расходятся тремя лучами: главная дорога (улица Дзержинского) уходит левее (дальше от реки) на Москву, прямо продолжается улица Дворцовая (сейчас - Степана Разина), а правее, за церковью, начинает спуск к берегу улица Красная Гора. Вероятно, эти три луча - замысел регулярного плана (в этом трехлучевом аспекте аналогичного плану Твери). Однако правый луч, ныряющий за церковью вниз, симметрию и торжественность замысла отчасти разрушает, возвращая взамен неповторимое ощущение перехода из плоского мира в трехмерное пространство долины. Улица снижается наискосок по крутому склону и выводит к пешеходному мосту через Тверцу.

Центральный луч, Дворцовая улица, как нетрудно догадаться, выводит к путевому дворцу Екатерины II , точнее, к тому, что от него осталось. Если вы хотите посмотреть Путевой дворец на автомобиле, заезжать на Дворцовую лучше отсюда, поскольку с противоположного конца улицы (у моста через Тверцу) висят запрещающие движение знаки (хотя со стороны Ильинской площади улицу насквозь проехать можно).

За путевым дворцом - лестница, ведущая вниз к реке, к тому же пешеходному мосту, что и улица Красная Гора.

Современый пешеходный мост находится на месте старого стального моста, построенного как железнодорожный в 1881-1882 годах. Он, однако, не был принят комиссией. Тогда мост выкупили местные власти, и он еще долго служил горожанам и гостям Торжка, хотя характерные "железнодорожные" металлические фермы в центре города смотрелись довольно странно. К мосту от Дворцовой улицы построили уже упомянутую лестницу, в старые времена она называлась Почтовой. Лестница сначала была вымощена булыжником, и только в 1936 году стала гранитной.

Итак, с железной дорогой в центре города не получилось. Современный автомобильный мост тоже сейчас располагается не здесь, однако совсем недалеко, ниже по реке, в том месте, где берега Тверцы как бы меняются ролями. Левый берег снижается, а правый начинает повышаться. Начало этого возвышения - холм, на котором когда-то был расположен Торжокский кремль (детинец).

Территория кремля была защищена с одной стороны рекой, с другой - оврагом, где протекает ручей Здоровец, тут же в реку и впадающий. Со стороны приступа детинец был защищен рвом, остатки которого можно увидеть до сих пор, как глубокое понижение высокого берега реки, ограничивающее кремлевский холм с юга. Современная дорога, сойдя с автомобильного моста, разрезает территорию бывшего кремля на части, приблизительно соответствующие его древнему делению на Нижнее и Верхнее городище. На городищах ничего особенно примечательного не сохранилось, хотя и устроены кое-какие забавы (за отдельную плату).

Дальше к югу правый берег становится все выше и выше, достигая головокружительных высот у Борисоглебского монастыря, чья колокольня видна почти отовсюду в Торжке, и с которой открывается, наверное, самая знаменитая панорама города.

По преданию, Борисоглебский монастырь основан Ефремом, конюшим князей Бориса и Глеба, первых русских святых. Хотя это предание иногда и подвергается сомнению, монастырь действительно очень древний. По крайней мере в двенадцатом веке на его территории уже был каменный храм.

Сам город по крайней мере столь же древен. Его возникновение относят ко времени не позднее начала одиннадцатого века: примерно так оценивают возраст найденной археологами деревянной мостовой. Торжок занимает почетное третье место по количеству найденных берестяных грамот (к моменту написания этого очерка - 19), уступая лишь Новгороду и Старой Руссе. Многому из того, что мы сегодня знаем о средневековом Торжке, в том числе и находкам берестяных грамот, мы обязаны многолетнему руководителю Новоторжской археологической экспедиции Петру Дмитриевичу Малыгину. Первая грамота была найдена на Нижнем Городище, но большинство других было обнаружено на левобережном посаде, примерно в том районе, где сейчас дорога из Москвы спускается к автомобильному мосту. Может быть, столь богатый урожай берестяных грамот связан с тем обстоятельством, что после катастрофического разорения Торжка Батыем в 1238 году левобережный посад оказался в значительной степени заброшенным на целые столетия, и древние артефакты долгое время сохранялись нетронутыми.

После монгольского нашествия город переживает длительный упадок. Позднее, уже в московское время, жизнь в Торжке несколько оживилась, но настоящий его расцвет наступил уже в императорской России.

Торжок, оказавшийся на Санкт-Петербургском шоссе и одновременно на главном водном пути в Петербург - Вышневолоцком, переживает настоящий строительный бум. Но затем, с постройкой Николаевской железной дороги, оставившей Торжок в стороне, с постепенной модернизацией альтернативного Мариинского водного пути и с постройкой в 1870 году Рыбинско-Бологовской железной дороги, оставившей Вышневолоцкую водную систему без грузов с Поволжья, жизнь в городе постепенно затихает. И то, что мы видим сейчас - это Торжок восемнадцатого-девятнадцатого веков. Хотя самые старые сохранившиеся постройки города и относятся к семнадцатому веку, но они, за редким исключением почти все перестроенные, являются лишь вкраплениями в более позднюю городскую среду.

С другой стороны, такой город, как Торжок, представляет собой весьма и весьма сложный текст. Если принять эту аналогию, то, возможно, вернувшись сюда (да простят нам сугубо философский термин) на очередном витке герменевтического круга, нам откроется нечто большее, включающее в себя и древность, и относительно недавнее прошлое. Одно несомненно: сюда стоит возвращаться.

Январь 2018 (текст написан в 2019-2020)



Библиография:


Города Тверской области. Историко-архитектурные очерки. Выпуск 1. (Государственный институт искуствознания) С.-Петербург, 2000.

Малыгин П.Д. Судьбы Торжка и Твери в XIII веке //Русь в XIII веке. Древности темного времени. М., 2003.


Торжок на сайте "Тверские своды"


Рисунки к путешествию по России Римско-Императорского посланника барона Мейерберга в 1661 и 1662 годах... Среди многочисленных рисунков - весьма реалистичное изображение Торжокского кремля и части правобережного посада, позволяющее хоть в какой-то мере домыслить образ древнего Торжка.


Примечания к альбому Мейерберга. Издательство А.С. Суворина, 1903г.


Первый губернский архитектор Я.А. Ананьин // Филатов, Н.Ф. Нижегородское зодчество XVII- начала XX века / Н. Ф. Филатов. - Горький, 1980. – C. 73-98.

- в этой работе изложена "нижегородская" версия авторства Спасской церкви-колокольни, по всей вероятности, несостоятельная.
Статья доступна онлайн


Презентация доклада Н.А.Лопатиной на конференция в музее Пушкина в Торжке 24 мая 2018 (об авторстве надвратной церкви-колокольни)


Видео с историко-краеведческая конференции «Зарей освещенный, звонит монастырь» (21.12.2018), посвященной 980 - летию Новоторжского Борисоглебского мужского монастыря и 220 - летию иеромонаха Илиодора. Выступление Н.А.Лопатиной где-то в последней четверти ролика, где она говорит в том числе и об авторстве надвратной церкви-колокольни. Звук на записи очень плохой, но разабрать слова можно.

С круч левого берега, за музеем Пушкина, открывается панорама города. Внизу напротив - купеческое правобережье, а вдали, там, где река уже подбирается к горизонту, видны постройки Борисоглебского монастыря. Слева на фото с краю, на нашем берегу, видна Ильинская церковь, стоящая при трехлучевом разветвлении дорог. Туда - продолжение нашей виртуальной прогулки.
Направляясь от Ильинской площади по среднему лучу - Дворцовой улице (Степана Разина) попадаем к путевому дворцу Екатерины II. Его краткая история описана на щите у ворот, поэтому не будем её пересказывать, хотя отметим, что свой нынешний облик дворец обрел во второй половине 19 века, а изначально построен в 1776 году в стиле раннего классицизма по проекту архитектора Петра Романовича Никитина, одного из авторов регулярного плана Твери.
За ограду дворца, к сожалению, вход воспрещен, но два флигеля по обе стороны въездных ворот стоят на красной линии улицы...
... и их можно осмотреть с близкого расстояния.
Бульвар, на который смотрят ворота дворца - это бывшая Дворцовая площадь (ныне - Революции). По сторонам площади располагаются построенные тем же П.Р.Никитиным присутственные места (слева, если стоять спиной к дворцу) ...
... и дом городничего и казначея (справа), с флигелями. От флигелей мало что осталось, да и сам дом находится не в лучшем состоянии.
Дальше по Дворцовой улице начинаются постройки Воскресенского монастыря. Между ними и дворцом - путь вниз (на фотографии - у знака "Пешеходный переход"), к Почтовой леснице и к мосту через Тверцу.
Но, прежде чем спускаться к реке, можно, держась правее почтовой лестницы, вдоль ограды дворца, полюбоваться его "речным" фасадом.
Сойдя вниз по Почтовой лестнице и оказавшись на пешеходном мосту, обернемся назад. Тверецкая набережная - своего рода парадная открытка города, этакий оазис на фоне куда менее благополучных архитектурных памятников. Но - не лишена очарования. Обращает на себя внимание дом с надписью "кулинария" и намеками на стиль модерн, что для Торжка очень редкое явление.
Этот дом - отнюдь не новодел, на старой почтовой открытке он также присутствует. Современные хозяева только расширили третий этаж. Изящества это, конечно, не добавило, но перестройка получилась все же довольно тактичной, первоначальный замысел вполне читается. Жизнь требует жилплощади, никуда от этого не деться...
Перейдя по мосту на правый берег, окажемся у знаменитой ротонды, авторство которой единодушно приписывается Николаю Александровичу Львову. Что ж, и стилистически, и исторически это предположение ничему не противоречит, как и стоящий рядом бюст Львова. Конечно, бюст ничего не доказывает, но ротонда красива и гармонична, это правда.

Ротонда служила водоразборным павильоном водопровода, построенного аж в 1783 году или около того. То есть уже в восемнадцатом веке Торжок был весьма благоустроенным городом.
Когда ротонда стала часовней, мы не знаем, может быть, она изначально совмещала обе функции.

На старой почтовой открытке во всей красе предстает перед нами несостоявшийся железнодорожный мост (на месте нынешнего пешеходного)
Продвигаясь от ротонды, теперь уже по правому берегу, вниз по реке, в сторону исторического центра города, оказываемся перед двумя весьма незаурядными храмами первой половины 19 века - Спасо-Преображенским(справа на переднем плане), созданным по проекту К.Росси и Входоиерусалимским собором (чуть дальше и левее), построенным тверским губернским архитектором И.Ф.Львовым. Эти храмы заметны на любой панораме Торжка, хоть и расположены в низине, вероятно, на территории древнего Нижнего городища (или рядом с ним, не беремся в точности судить).
Наконец, вот оно, самое знаменитое чудо города. Продолжая наш путь по правому берегу на юг, оставив слева Верхнее городище и поднявшись на гору по Старицкой улице, мы оказываемся перед Спасской церковью-колокольней Борисоглебского монастыря. Замысел её проекта обычно приписывается Н.А.Львову. Но, как известно, Львов умер в конце 1803 года (по старому стилю), то есть до постройки колокольни (1804 - 1811). Кто же подготовил её окончательный проект и осуществлял, как сейчас говорят, авторский надзор? До недавнего времени считалось, что фамилия этого человека - Ананьин, а вот кто он такой, существовали две с половиной версии. По одной из них, им был местный "архитектор-самоучка" Фёдор Ананьин, что никак не вяжется с явно профессиональным проектом, пожалуй, сложноватым даже для самого Львова, тяготевшего к более простым и строгим формам. По второй версии (её в 80-х годах XX века выдвинул нижегородский историк Н.Ф.Филатов) этим человеком был бывший губернский архитектор Нижнего Новгорода Яков Ананьин. Профессионализм последнего не вызывает сомнений, но уж слишком фантастично выглядела не подкрепленная никакими документами история его переселения (после отставки) из Нижнего ко Львову в Черенчицы для занятий землебитными строениями.
В 2018 году новоторжский краевед Нина Аркадьевна Лопатина на конференциях, посвященных 980-летию Борисоглебского монастыря, выступила с докладами, которые, похоже, завершают эпоху мифов и легенд о постройке Спасской церкви-колокольни. Оказалось, что подпись под проектом - архитектора Андрея Васильевича Фомина, долгое время работавшего со Львовым. Документы также свидетельствуют о том, что в 1804 году Андрей Фомин получил деньги, как за проект, так и за "присмотр за строительством". Конечно, вопрос о том, насколько замыслы и проекты Львова повлияли на облик постройки, остается (и, возможно, останется) не до конца проясненным, но само по себе влияние отрицать вряд ли возможно.

А Федор (не Яков) Ананьин, чей портрет на фоне колокольни породил одну из гипотез о её авторстве - новоторжский купец и подрядчик строительства. Он и в самом деле строил Спасскую церковь, но - не в качестве архитектора.
Вид с колокольни - незабываемый. Внизу, сразу за крышами сараев - травянистый холм Верхнего городища. Дальше, в низине, слева от автомобильного моста - Входоиерусалимский и Спасопреображенский соборы.
А справа от моста, на горе - Воскресенский монастырь. За мостом, вдоль реки - "почти сплошная" фасада Тверецкой набережной, а как будто бы прямо над ней (на самом деле - дальше, вверх по улице) воспаряет над горизонтом шпиль высоченной колокольни Ильинской церкви.
Перейдя на противоположную сторону смотровой площадки, можно в подробностях рассмотреть другие постройки монастыря, и среди них, конечно, Борисоглебский собор, построенный по проекту Н.А.Львова (на этот раз его авторство - без сомнений), незаурядное творение русского палладианства.
Однако, на наш скромный взгляд, его архитектура требует большего пространства, а вблизи кажется тяжеловесной. Как будто храму тесно среди монастырских строений, ему бы больше подошло одиночество на далеком холме. А вблизи - перспективные искажения не позволяют оценить пропорции и чистоту форм, а фронтоны портиков и главки закрывают великолепные палладианские окна.

Есть и совсем грустный факт в истории строительства собора - на его месте был разобран древний храм двенадцатого века. Львов здесь, скорее всего, не виноват, решение о строительстве было связано с аварийным состоянием старого храма и принималось оно церковным руководством на достаточно высоком уровне, а отнюдь не местными архитекторами. Но всё же печально, что Торжок таким образом лишился всех своих древних памятников.
Мы покидаем монастырь и продолжаем двигаться на юг по Грузинской улице, на этот раз почти вдоль бровки долины, высоко над Тверцой (по более проезжей Старицкой улице, идущей дальше от реки, было бы не так интересно). На пути - Воскресенская церковь.
А дальше по Грузинской улице - еще одно чудо Торжка, деревянная Вознесенская церковь.
Мы прощаемся с Торжком, потому что нельзя объять необъятное. Наш очерк далеко не полон, и огоньки расстилающегося за Тверцой левобережного посада светят нам с укоризной и надеждой. Там есть что посмотреть.
К сожалению, за рамками нашего очерка осталось и почти все низинное купеческое правобережье, с хорошо сохранившейся городской средой, достойными памятниками...
... и незабываемой камерной атмосферой берегов Тверцы. Надеемся, что нам посчастливится вернуться в этот город - и рассказать больше.
prevent_small_width
Как проехать в Торжок, рассказывать не нужно, поэтому ограничимся небольшим замечанием к карте.

Наша виртуальная прогулка по Торжку состоялась, что называется, по верхам - и в прямом, и в переносном смысле. В прямом - потому что, вовремя спустившись с высокого левого берега (на карте он справа, Тверца течет с севера на юг), перед тем, как он начал снижаться, мы перебрались на правый - и опять пошли в гору к Борисоглебскому монастырю и дальше, снова по верхам, до окраин, к деревянной Вознесенской церкви.

С другой стороны - получилось в самом деле по верхам, ибо увлекшись эффектными видами, мы все же скользнули лишь по поверхности, не углубляясь серьезно в этот сложнейший комплекс природы, искусства и памяти, коим Торжок, несомненно, является. Мы только почувствовали эту глубину.

Хочется напоследок немного оправдаться за кажущееся, быть может, чрезмерным внимание к природному рельефу и за как будто навязанный маршрут нашей виртуальной прогулки по Торжку. Это не значит, что мы призываем обязательно следовать этому маршруту. Наша прогулка виртуальна, и описанный маршрут - это просто прием, выбранный нами из-за незнания лучшего приёма.

Город - не просто сумма своих частей и не механическая совокупность "достопримечательностей". Только наличие пространственных и визуальных связей превращают эту совокупность в нечто действительно цельное и неповторимое, создавая уникальный образ места. Этот образ мы и постарались хоть как-то наметить, используя воображаемое движение просто как приём или фигуру речи. Ходите по Торжку хаотично, как нравится, куда зовёт вас случайно брошенный взгляд, а наше описание, мы надеемся, может сыграть лишь роль первоначальной, очень грубой, этакой эмоционально-пространственной карты, пока у вас не сложилась своя, более точная, подробная и соответствующая вашему собственному восприятию.

Счастливого пути!