Старинная подмосковная усадьба Знаменское-Губайлово вошла ныне в черту города Красногорска. Волоколамское шоссе проходит прямо по территории бывшей подмосковной, оставляя с одной стороны главные усадебные постройки и церковь, с другой - перестроенный дом управляющего. По генплану развития города Красногорска на месте усадьбы должно пройти расширенное шоссе, возможно здесь будет дорожная развязка. Скорее всего, строительство обойдет стороной действующую Знаменскую церковь, а вот остальные постройки (особенно флигели и конюшня) могут пострадать.
История Знаменского-Губайлова уходит в глубину веков. В XVII веке село принадлежало Волынским, при которых и возникла усадьба. В 1683-1684 годах здесь была построена каменная церковь, считающаяся одним из самых ранних примеров ярусной композиции, пережившей расцвет в период московского барокко. С середины XVIII века Знаменским-Губайловым владел князь В.М.Долгоруков-Крымский. При Долгоруковых, которым усадьба принадлежала до 1830-х годов, здесь сложился ансамбль в стиле классицизма. Одноэтажный господский дом со службами и регулярный сад с рыбным прудом были дополнены двумя пейзажными парками с павильонами, эрмитажем и гротами.До 1950-х годов на территории усадьбы еще можно было видеть руины молочного двора с элементами ложной готики.Пруд, носивший со времен В.М.Долгорукова-Крымского название "Черное море" просуществовал до 1980-х годов и был использован для сооружения фонтана при строительстве дома культуры "Подмосковье". Дальнейшая судьба Знаменского-Губайлова такова: с 1836 по 1885 год усадьбой владели П.С.Деменков, купец Харитонов, А.К.Галлер и К.С.Орлов. Последние двое владели здесь писчебумажной фабрикой на реке Баньке, которую сначала арендовал, а затем выкупил у них Н.Я.Поляков, устроив в помещениях бывшей фабрики ткацкое производство. С 1885 года и до революции Знаменское-Губайлово принадлежало Поляковым, владельцам нескольких ткацких фабрик, после банкротства Николая фабрика на р.Баньке, получивсшая название Знаменская мануфактура, целиком отшла к его брату московскому купцу и фабриканту А.Я.Полякову, ему же принадлежала и усадьба. А.Я.Поляков восстановил и расширил Знаменскую церковь, где сам был старостой и, по преданию, сам ходил с кружкой для церковных сборов. При церкви открыли начальную школу. Директором фабрики стал Я.А.Поляков, построивший для себя, чуть в стороне от рабочего поселка двухэтажный барский дом, назвав его Лисьи горы. Сюда приезжал погостить К.Д.Бальмонт. Жены Константина Бальмонта и Якова Полякова были родными сестрами (урожденными Андреевыми).Впоследствии Знаменское-Губайлово стало принадлежать Сергею Александровичу Полякову (1874-1943), племяннику Н.Я. и А.Я.Поляковых,инженеру, переводчику, меценату, основателю и владельцу издательства "Скорпион", одному из создателей журнала "Весы", ставших колыбелью русского символизма. Известный поэт Михаил Кузмин писал: "Сплоченность "скорпионовской" группы писателей и поэтов скорее, чем подобное совпадение миропостижений, и дало ту силу и самоотверженность издателю продолжать свое благородное и бескорыстное начинание.Это было то впечатление семьи, которое делает возможным частые раздоры и полемики, не допуская до раскола; это было то, что давало радость работы, радость побед не своих лично, чувство родственности и неразрушимой цепи дружбы, какаие бы разногласия ни происходили. Мы вряд ли ошибемся, если немалое значение придадим здесь самой личности С.А.Полякова, одушевленной самыми горячими стремлениями". Естественно, что при С.А.Полякове Знаменское-Губайлово стало одним их центров культурной жизни, где подолгу гостили В.Я.Брюсов, К.Д.Бальмонт, Ю.г.Балтрушайтис, создавая свои шедевры. Константин Бальмонт посвялил сборник своих стихов "Будем как солнце" друзьям-символистам: "брату моих мечтаний, поэту и волхву Валерию Брюсову, нежному, как мимоза, С.А.Полякову, угрюмому, как скала, Ю.Балтрушайтису". В.Я.Брюсов посвятил С.А.Полякову свои стихотворения "Гиацинт" и "Сказание о разбойнике". Регулярно бывал в усадьбе и Андрей Белый, а также художники "Голубой розы" В.Д.Милиоти,С.Ю.Судейкин, Н.П. Феофилактов. Большинство "кумиров" серебряного века были в дружбе с последним владельцем Знаменского-Губайлова. Кто же такой Сергей Александрович Поляков? По воспоминаниям Л.Л.Сабанеева:"Крупнейший текстильщик, один из трех братьев-совладельцев одной из крупнейших подмосковных мануфактур, он был наделен самобытным, нетрафаретным умом. Его звали "декадентский батька"... Старообразный даже в молодости, сутулый, с наружностью не то Сократа, не то Достоевского, он был математик по образованию, энциклопедист по знаниям, владел пятнадцатью языками (в том числе норвежским, турецким, персидским, арабским и древнееврейским). Его звали "гений без точки приложения"..." В.Я.Брюсов писал, "что несколько персидских газел, прочитанных и переведенных мне С.А.Поляковым, дали мне безмерно больше представлений о персидской поэзии, нежели целые томы исследований о персидской литературе". Так что "точка приложения" у Сергея Александровича все-таки была. Без него русский символизм потерял бы многое: не только материальную поддержку безумно щедрого мецената, но и объединяющую силу высококультурного, тонко понимающего искусство человека. Л.Л.Сабанеев в своих воспоминаниях пишет, что С.А.Поляков был не только издателем символистов, но и "их объединителем (что было далеко не легкой задачей)". К сожалению, после революции судьба Сергея Александровича сложилась довольно трагично. Первое время он пытался продолжить заниматься издательской деятельностью, его не раз арестовывали и отпускали, потом он подрабатывал переводами, в 1929 году С.А.Полякова выселили из Москвы, запретив проживание в 5 крупнейших русских городах. Умер он в 1943 году в Казани, куда был сослан. В Знаменском-Губайлове своеобразным памятником его деятельности можно считать часовню-усыпальницу А.Я. и А.И.Поляковых, построенную в 1910 году по проекту И.Е.Бондаренко в стиле модерн. Часовня очень красивая, к сожалению, находится в удручающем состоянии, и пока реставрации не предвидится.
Библиография:
Памятники архитектуры Московской области. Вып.3, М., 1999
Кузмин М.А. Художественная проза "Весов" // Кузмин М.А. Проза и эссеистика. Т.3, М.,2000, с.10-16
Воспоминания о серебряном веке. Сб., М.,1993
Валерий Брюсов. Собрание сочинений.Т.1,2. М., 1973
Возведенная в 1683 году Знаменская церковь была обновлена в 1771 году и капитально реконструирована в 1900-х. Первоначальный небольшой храм типа "восьмерик на четверике" не был полностью разобран при перестройке. С трех сторон его окружили пристройки в псевдорусском стиле, в том же духе был переработано и завершение церкви. Верхние ярусы в 1930-е годы были утрачены, восьмерик и колокольня восстановлены в 1995-1998 годы (под руководством Л.А.Беловой). Росписи начала ХХ века не сохранились; внутреннее оформление ныне действующего храма выполнено в 1990-е годы.
Прямо за церковью расположена часовня-усыпальница А.Я. и А.И.Поляковых, построенная около 1910 года архитектором И.Е.Бондаренко при участии В.В.Владимирова. Двускатная крыша покрыта черепичной криволинейной кровлей, раньше поперек гребня было три главки. Ныне выдающийся памятник неорусского стиля стоит в лесах и реставрации пока не предвидится.
Снаружи и внутри часовня богато украшена глазурованной полихромной керамикой. Сохранились интерьеры в стиле модерн, которые, к сожалению, малодоступны для осмотра.
Очень красив западный фасад постройки с выразительным объемным порталом, украшенным многоцветной майоликой. Тимпан над порталом занимал текст ритуальной надписи.
Позади церкви и часовни расположен основной комплекс усадьбы. Главный дом на сводчатом подвале построен одноэтажным в 1780-х годах, надстроен и реконструирован в стиле неоампир в начале ХХ века. При этом классицистическая основа дома сохранена.
Высокие окна первого этажа оформлены плоскими нишами. В сторону парка полукругом выступает большой парадный зал, за ним - миниатюрный проходной аванзал и вестюбюль.
Декоративная лепнина покрывает фризы центральных участков стен обоих фасадов. Особенно изящно смотрится она на полукруглом выступе стены, обращенной к парку.
Главный фасад украшен небольшим ионическим портиком, поставленным на аркаду нижнего этажа. Из внутренней отделки сохранились угловые печи и тянутые карнизы. Сейчас в доме располагается центр детского творчества.
Парные кирпичные служебные флигеля были выстроены вслед за главным домом и первоначально были одноэтажными. Их фасад украшали небольшие портики из спаренных колонн римско-дорического ордера.
Во второй половине XIX и в начале ХХ века флигеля были надстроены вторым этажем, а одно из зданий получило новый деревянный портик с фронтоном. К сожалению, именно этот флигель сейчас (после пожара) в самом плачевном состоянии.
В 1900-е годы был выстроен сложный по композиции жилой флигель. Он был оформлен в стиле неоклассицизма, имел крупный четырехколонный портик с одного фасада и веранду в виде открытой полуциркульной коллонады, несущей балкон, с другой.
На сегодняшний день созранился главный фасад, украшенный четырехколонным портиком с террасами и фронтоном, скрывающими глубокую лоджию. Даже теперь вид отсюда прекрасен, несмотря на подступающий вплотную Красногорск.
Некоторое представление о внутренней планировке можно получить просто войдя в незакрытую дверь. Однако общий разгром и свинство наших сограждан производят удручающее впечатление. Возможно, народ выразил свое отношение к организациям, еще недавно занимавшим это помещение ("гаишными" бумажками устлана лестница на второй этаж).
Неподалеку еще сохранился остов здания конного двора рубежа XVIII - XIX веков (прямо за ним площадка ГИБДД для регистрации транспортных средств). Над прежним проездом, заложенным кирпичем в 1920-е годы, видны контуры палладианского окна, да и на остальных фасадах прослеживаются элементы первоначальной архитектуры.
Несмотря на нынешнее состояние и месторасположение в черте города Красногорска, перед нами настоящая усадьба. Впечатление от парка, аллей, главного дома с его флигелями не испортить современными реалиями. К сожалению, есть вероятность утраты Знаменского-Губайлова как целостного усадебного комплекса. Очень жаль, если будет так ...
|