Новая история Твери началась после пожара 12 мая 1763 года, в огне которого
были уничтожены практически все Загородье и застройка Кремля.
Восстановление города стало первым применением принципов регулярного градостроительства
в городе со сложившейся средневековой структурой и одним из первых крупных деяний
только что взошедшей на престол Екатерины II. Создание проекта Твери было
поручено изветному московскому архитектору П.Р.Никитину, ученику Ухтомского.
Первоначальный план предусматривал прямоугольную сетку улиц, с двумя косыми "лучами",
образующими вместе с главной улицей своего рода трезубец (эта идея сохранилась и в современной планировке). Осуществление этого плана натолнулось на сопротивление горожан:
"косые" участки были неудобны для строительства, а предписанная застройка "сплошной фасадой"
(то есть без промежутков между зданиями) также вызывала нарекания жителей, привыкших к более свободному расположению построек городских усадеб. Кроме того, сетка улиц не
учитывала сложившуяся систему доминант города: старые храмы оказывались в случайных местах,
иногда внутри кварталов.
Никитину было поручено скорректировать план. Во втором варианте косые "лучи" исчезли, однако последнее не понравилось Екатерине. В результате возник третий вариант, примерно соответствующий современному плану города. С запада на восток протянулся главный "луч"
- Миллионная улица (ранее - Большая Московская, Екатерининская, сейчас - Советская).
Примерно посередине этой улицы, от полуциркульной Почтовой (ныне Советской) площади отходят малые лучи - улица Вольного Новгорода и Новоторжская. Восточнее и западнее полукруглой Почтовой площади расположены две восьмиугольные.
В первой фазе строительства Твери были разработаны типовые проекты домов и индивидуальные
для особо значимых зданий. Большая часть домов строилась в стиле, переходном от барокко к классицизму. Одним из самых крупных проектов было здание Путевого дворца
на территории Кремля (П.Р.Никитин при участиии М.Казакова, бывшего в то время его помощником).
Облик города, сформировавшийся в XVIII веке, претерпел значительные изменения в начале XIX века. Принц Ольденбургский, супруг сестры императора Александра I, Екатерины Павловны и генерал-губернатор трех губерний - Тверской, Новгородской и Ярославской, престраивает
Путевой дворец под свою резиденцию. В Тверь приезжает К.И.Росси, который, кроме проектирования интерьеров Путевого дворца, руководит "комитетом по благоустройству Твери".
Город расчищается от старых построек, сносятся крепостные стены Кремля.
Одновременно повляется много новых зданий в стиле класицизма, в том числе спроектированные
самим Росси.
В середине XIX века в Твери строится большое количество общественных зданий в стиле позднего класссицизма. Многие из них построены по проектам или под наблюдением Ивана Федоровича Львова, бывшего губернским архитектором с 1824 до середины 60-х годов.
Конец XIX - начало XX века не внесли значительных изменений в архитектуру центра города. Однако некоторые дома получают характерный для эклектики декор, а несколько дальше от центра появляются здания в стиле эклектики и модерна.
В советское время удивительно целостный ансамбль города разрушается.
Сносится большая часть храмов, в том числе символ Твери - Спасо-Преображенский собор.
Значительные утраты понесла главная улица города и набережная, хотя там и сохранились значительные фрагменты старой застройки. Территория ближе к бывшему Кремлю
изменилась очень сильно.
В то же время кварталы восточнеее Кремля и южнее главного луча сохранились зачительно лучше.
Здесь нередки уголки, где почти не ощущаются утраты прошедшего XX века.
Бульвар Радищева, зеленый и спокойный, застроенный небольшими особняками XVIII-XIX
веков - одна из самыз подходящих улиц для неторопливых прогулок по городу.
Напротив городской части, на противоположном берегу Волги, лежит Затверечье.
Сейчас, как и сто лет назад, здесь строятся престижные особняки
(правда, это касается в основном только прибрежной части, вытянутой вдоль Волги).
А из памятников столетней давности сохранился "дом Мартина" - уникальный
памятник деревянного модерна. Рядом - стройная барочная церковь Екатерины, стоящая
у слияния Тверцы с Волгой.
Библиография:
Города Тверской области. Выпуск 1. Спб, 2000
Памятники архитектуры Тверской области. Тверь. Тверь, 2000.
При въезде в центр города со стороны Москвы первое примечательное здание - это, как ни удивительно... мечеть. Она построена в 1905-1906 годах по проекту инженера Б.Г.Поляка на пожертвования, в том числе и от императора Николая II.
Рядом с мечетью - недвно построеное здание католического костела. Возможно, его архитектуру можно счесть довольно привычной, но это для Европы, а в среднерусском городе
модернистская стилизация под традиционную архитектуру католического храма
выглядит необычно.
Начать пешую прогулку по Твери имеет смысл с окрестностей дальней от центра
(и первой на пути со стороны Москвы) восьмиугольной площади.
На ней расположен книжный магазин "Кириллица", где можно запастись путеводителями по городу.
Уже с площади видно необычное здание в "готическом" стиле, стоящее южнее, на углу
улиц Салыкова-Щедрина и Крылова. Это - Аваевская богадельня. Раньше она имела более интересное
завершение: башенки, ныне венчающие здание, стояли в основании крутой чешуйчатой кровли с ажурным гребнем по коньку.
Рядом с Аваевской богадельней находятся еще два примечательных здания. Соседнее строение по улице Крылова - Карповское училище, - построено в 1903 году по проекту А.П.Федорова для земского училища
на средства городской думы и городского головы А.Ф.Карпова.
Это одна из лучших построек в стиле модерн в Твери.
Здание имеет довольно сложный план (во всяком случае, не такой простой, как кажется с фасада)
Со стороны двора, выходящего на улицу Салтыкова-Щедрина Карповское училище выглядит совсем по-другому.
А чуть дальше по улице Салтыкова-Щедрина - другое здание в стиле модерн, Романовская школа.
Она построена на средства горожан к 300-летию дома Романовых в 1912-1913 году
по проекту инженеров П.Ф.Богомолова и Н.Н.Покровского.
Если пройти еще дальше по улице Щедрина и свернуть налево на Медниковскую улицу,
то можно увидеть интересный образец деревянного модерна.
Ближе к историческому центру улицы Твери застроены премущественно зданиями в стиле классицизма.
Так выглядит бульвар Радищева. На первом плане - городская усадьба, построенная
в начале XIX века по проекту К.Росси.
На бульваре встречаются и более поздние постройки, как, например,
этот доходный дом, очевидно, второй половины XIX века.
Интересно,при беглом взгляде архитектура подобных зданий ассоциируется
с барочными особняками, также встречающимися на улицах старой Твери.
Такие дома воспринимаются не чужеродными вкраплениями,
а скорее как своеобразное возвращение к прошлому.
Эта очаровательная лягушка живет на пересечении бульвара Радищева с Трехсвятской улицей. Хотя амфибия (как и другие скульптуры на бульваре) родилась значительно позже окружающих особняков, ведет оно себя по отношению к архитектурному наследию весьма тактично,
спрятавшись за ларьком под деревьями.
Довольно далеко на Трехсвятской улице (дома 15-17, нумерация домов с юга на север)
расположен комплекс из двух зданий - очень симпатичный и стильный
образец необарокко. Дома выстроены в начале 1870-х годов купцом Ф.Е.Нечаевым.
Миллионная (Советская) улица за советский период понесла намного большие утраты, чем
кварталы к югу от нее. Некоторые дома были надстроены, некоторые - снесены. Однако кое-что сохранилась и на этой улице, и в первую очередь - ансамбль Фонтанной площади (ныне площадь Ленина, на пересечении с Трехсвятской улицей), созданный в самом начале регулярной застройки Твери, в 1770-х годах (П.Р.Никитин, возможно, при участиии М.Ф.Казакова, проект создан еще 60-е годы). На ближнем плане - здание магистрата, одного из четырех зданий площади, имеющей форму восьмигранника. На дальнем плане видна Вознесенская церковь (И.Ф.Львов, 1826-1836).
При беглом взгляде это здание кажется переходным от модерна к неоклассике.
На самом деле это перестроенный в начале XX века классицистический особняк
(то есть дело обстояло как раз наоборот). Получился довольно строгий и сдержанный
вариант модерна, облагороженный классическими пропорциями.
Как ни странно, вышло довольно органично (ул. Советская, 50, перед дальней восьмиугольной площадью).
Тверь - город на Волге. И как в любом волжском городе, наибольшее удовольствие
- это прогулка по набережной. Набережная (ныне Степана Разина) застраивалась
с самого начала реализации регулярного плана Твери, с 1760-х годов.
Здания по тогдашнему предписанию ставились вот так - "сплошной фасадой".
По набережной хорошо пройтись вниз по течению Волги, где собственно набережная
скоро превращется в узкую дорожку над заросшим деревьями берегом.
А на противоположном берегу отсюда легко рассмотреть две главные достопримечательности Затверечья - церковь Екатерины чуть правее устья Тверцы и дом Мартина (еще правее).
Дом Мартина - незаурядный образец деревянного модерна, лучше всего смотрится
с "городского" берега, поскольку вблизи обнесен высоким глухим забором.
Но все же стоит подъехать к дому Мартина непосредственно, чтобы полюбоваться вблизи
очаровательной чешуйчатой башенкой. Для этого надо, свернув с Миллионной на Тверской проспект, переехать по мосту Волгу и на втором перекрестке повернуть направо, на мост через Тверцу. Далее, за мостом, на первом светофоре надо повернуть еще раз направо, на узкую местную улочку.
По дороге можно осмотреть барочную церковь Екатерины, возведенную в 1774-1781 годах
(несколько перестроена в начале XIX века).
|