Лихославль
главная
Опубликовано: 2024-07-08 / Актуальность информации: 2024-04-14

Оказавшись случайно в Лихославле, невольно хочется немного задержаться. Чем-то городок располагает к себе. Чтобы прогуляться по старому центру, не нужно много времени. Здесь спокойно, несуетливо, чисто, доброжелательно. Привлекает и название. Кажется, что Лихославль просто обязан быть древним городом на крутом берегу, с городищем, окруженным земляными валами, уникальной историей и преданиями старины глубокой.

Испытываешь некоторое разочарование от того, что никаких подтверждений этому нет. Городом Лихославль стал совсем недавно - в 1925 году. Испокон веков текла тут речка Лихославка, была деревня Осташково (ставшая селом лишь во второй половине XIX века). После прокладки Николаевской железной дороги в 1851 году, связавшей Москву с Петербургом, здесь появилась станция третьего класса (станциями первого класса были крупные населенные пункты типа Твери, четвертого - самые мелкие, такие как Химки и Колпино). Станцию Осташковская мы видим на старых картах Тверской губернии, в которой был еще город Осташков. Когда до него проложили железнодорожную вестку и в 1907 году открыли станцию Осташков, на этом направлении стали происходить казусы: грузы нередко терялись, да и пассажиры могли оказаться в неожиданном месте. Осташков - большой город на берегу озера Селигер, притягивал к себе, а маленькая заштатная станция Осташковская вызывала только недоразумения. Поэтому в том же 1907 году приняли решение переименовать ее, присвоив звучное название - Лихославль. Поселение при станции, вместе со старым селом Осташковым, получило то же имя.

В селе Осташково была улица Лихославльская, которая до сих пор тянется вдоль железной дороги. Вела улица в сторону расположенного неподалеку сельца Лихославль, возникшего в начале XIX века при имении капитана Ивана Ивановича Сулина. В начале ХХ века хозяином имения стал инженер-механик, преподававший в московском Александровском военном училище, Константин Владимирович Мошнин, ставшему местным предводителем дворянства. Деревянный господский дом, флигель, оранжереи были окружены рощами. Здесь разводили охотничьих собак, устраивали псовую охоту. К 1917 году имение Лихославль уже стало именоваться Мошнино, по имени владельца.

Революционные события прервали размеренную усадебную жизнь, а в 1926-1927 годах на ее месте открылся льнозавод, просуществовавший 80 лет.

Сама Лихославльская улица не переименовывалась. На ней расположено здание желехнодорожного училища и водонапорная башня. С другой строны железнодорожного полотна тянется одна из старейших магистралей населенного пункта - улица Советская, вдоль которой сохранилась купеческая застройка XIX века. Стоит прогуляться и посмотреть симпатичные домики со скромной, но выразительной отделкой. Шедевром среди них бесспорно является деревянная одноэтажная постройка железнодорожно-медицинского назначения.

Современный город состоит из деревянных домиков и кирпичных пятиэтажек. Жители интересуются своей историей и увековечивают ее памятниками. Ныне Лихославль позиционирует себя столицей тверских карел. Это не легенда, а историческая правда. Дело в том, что по Столбовскому мирному договору, положившему конец русско-шведской войне 1610—1617 годов, Швеции отошли Ивангород, Ям, Копорье, Орешек, Корела. Местное население, этнические карелы, стали переселяться вглубь России, многие осели севернее Твери, в том числе в районе современного Лихославля. Культурным традициям карелов посвящен современный памятник рунопевцу, сочинителю и исполнителю древних сказаний. Соседствуя с памятником В.И.Ленину у здания местной алминистрации, руновпевец составляет достойную конкуренцию вождю мирового пролетариата. Раньше памятник рунопевцу располагался под огромным серебристым тополем, о которого осталось не так много. Рядом небольшая площадь, где местные жители гуляют с детишками, вполне доброжелательно взирая на любопытных туристов.



Библиография:

Современный жедезнодорожный вокзал Лихославля построен в 1956 году. Вроде тут сохранилась и часть старого вокзала середины XIX века, но глядя на пластиковый сайдинг, сложно угадать, так ли это. Прозрачная пластиковая труба пешегодного перехода через пути вносит эленмент футуристичности в пейзаж.
Самой старой постройкой города считается сохранившаяся неподалеку от станции кирпичная водонапорная башня, возведенная во время строительства Николаевскоой железной дороги. От водокачки на Бежецкой улице до башни была построена дамба, давшая имя этой части города, раньше так и называвшейся - «дамба».
Станция стала центром жизни поселка. В 1907 году напротив нее, за путями, на Лихославльской улице, возвели здание железнодорожного училища, где получали образование дети железнодорожников, получая профессии телеграфиста, кассира и т.п. Ныне в здании расположена средняя школа.
А по эту сторону путей тянется улица Советская, которую в прошлом называли просто «станция». На улице сосредоточено, наверное, большинство архитектурных достопримечательностей города. Бесспорный шедевр — деревянный одноэтажный корпус бывшей железнодорожной больницы, напоминающее какой-нибудь курортный павильон начала ХХ века. Здесь же жили и сотрудники медучреждения.
Домик сохранил свой медицинско-железнодорожный профиль до наших дней. Табличка извещает, что ныне тут расположен кабинет ПРМО. Не каждый сможет расшифровать замысловатую аббревиатуру, оказалось, это - предрейсовый медицинский осмотр.
Неподалеку - здание краеведческого музея, отреставрированный дом купца М.Г. Шалыгина, тогровавшего хлебом, булками, кренделями. Лавка была на первом этаже, на втором жила семья хозяина, рядом - пекарня (разрушена во время Великой Отечественной войны). В 1920-х годах здесь располагался железнодорожный магазин, снабжавший жителей товарами повседневного спроса, затем - почта и телеграф.
В двухэтажном доме с богато отделанным фронтоном до революции располагалась лавка купца М.И.Зверькова, торговавщего галантерейным товаром и шитьем. В советское время здесь поселилась городская администрация. С боку дома установлена мемориальная доска, напоминающая о деятельности председателя горсовета А.З Могильницкого. В желтоватом с белокаменной отделкой следующем доме (до революции принадлежавшем купцу Галузину) ныне располагается детская школа искусств.
Прогулка по Советской улице с сохранившейся старой застройкой доставляет удовольствие. Сочетание красного кирпича, белокаменной отделки, деревянной резьбы в одном здании (доме аптекаря Белоблоцкого) - яркий пример умелого использования любого строительно материала. Ограничительный дорожный знак при доме не совсем понятен.
Старая часть города в основном деревянная, одноэтажная с вкраплением двухэтажных каменных купеческих особняков. Этот дом на улице Гагарина невольно привлекает внимание. Заметим, что улица Гагарина (прежде — Тверская, а еще раньше — просто «Большая») до постройки железной дороги была главной улиицей деревни Осташково.
На другом конце улицы Гагарина расположена церковь Успения Богородицы, возведенная в 1887 году. Основные средства на постройку дали те самые купцы М.И. Зверьков и М.Г. Шалыгин, чьими домами мы любовались на Советской улице. С 1937 года храм был закрыт, в в перестройку вновь передан верующим, в 1991 отслущили первый после стольких лет молебен.
Как и в каждом небольшом русском городе, есть здесь свой памятник В.И. Ленину. В Лихославле бюст вождя окружен елями, придающими торжественность выкрашенному серебряной краской Ильичу. До 1990-х возле спортивной школы был еще один памятник, ныне утраченный.
Рядом, на соседней площади, памятник рунопевцу, играющему на кантеле. На ветке засохшего дерева его завороженно слушает полумифологическое существо, напоминающее помесь белки с лисой. Раньше серебристый тополь осенял своей тенью всю композицию.
Покидая милый и уютный городок, хочется сфотографироваться на память. Звучное имя Лихославль останется в нашей памяти приятным воспоминанием.
prevent_small_width
От Твери в сторону Санкт-Петербурга по М10, переехав Тверцу у Медного, свернуть направо. Есть съезд и с М11.
На карте города мы условно назвали «застройкой Советской улицы» место расположения деревянного медицинского железнодорожного учреждения, хотя улица интересна почти на всем своем протяжении. А место бывшего сельца Лихославль (и усадьбы) теперь называется «поселок Льнозавода» (в правом нижнем углу карты). Хотя и льнозавода сейчас как будто и нет...