Лихославль |
главная |
|
Оказавшись случайно в Лихославле, невольно хочется немного задержаться. Чем-то городок располагает к себе. Чтобы прогуляться по старому центру, не нужно много времени. Здесь спокойно, несуетливо, чисто, доброжелательно. Привлекает и название. Кажется, что Лихославль просто обязан быть древним городом на крутом берегу, с городищем, окруженным земляными валами, уникальной историей и преданиями старины глубокой. Испытываешь некоторое разочарование от того, что никаких подтверждений этому нет. Городом Лихославль стал совсем недавно - в 1925 году. Испокон веков текла тут речка Лихославка, была деревня Осташково (ставшая селом лишь во второй половине XIX века). После прокладки Николаевской железной дороги в 1851 году, связавшей Москву с Петербургом, здесь появилась станция третьего класса (станциями первого класса были крупные населенные пункты типа Твери, четвертого - самые мелкие, такие как Химки и Колпино). Станцию Осташковская мы видим на старых картах Тверской губернии, в которой был еще город Осташков. Когда до него проложили железнодорожную вестку и в 1907 году открыли станцию Осташков, на этом направлении стали происходить казусы: грузы нередко терялись, да и пассажиры могли оказаться в неожиданном месте. Осташков - большой город на берегу озера Селигер, притягивал к себе, а маленькая заштатная станция Осташковская вызывала только недоразумения. Поэтому в том же 1907 году приняли решение переименовать ее, присвоив звучное название - Лихославль. Поселение при станции, вместе со старым селом Осташковым, получило то же имя. В селе Осташково была улица Лихославльская, которая до сих пор тянется вдоль железной дороги. Вела улица в сторону расположенного неподалеку сельца Лихославль, возникшего в начале XIX века при имении капитана Ивана Ивановича Сулина. В начале ХХ века хозяином имения стал инженер-механик, преподававший в московском Александровском военном училище, Константин Владимирович Мошнин, ставшему местным предводителем дворянства. Деревянный господский дом, флигель, оранжереи были окружены рощами. Здесь разводили охотничьих собак, устраивали псовую охоту. К 1917 году имение Лихославль уже стало именоваться Мошнино, по имени владельца. Революционные события прервали размеренную усадебную жизнь, а в 1926-1927 годах на ее месте открылся льнозавод, просуществовавший 80 лет. Сама Лихославльская улица не переименовывалась. На ней расположено здание желехнодорожного училища и водонапорная башня. С другой строны железнодорожного полотна тянется одна из старейших магистралей населенного пункта - улица Советская, вдоль которой сохранилась купеческая застройка XIX века. Стоит прогуляться и посмотреть симпатичные домики со скромной, но выразительной отделкой. Шедевром среди них бесспорно является деревянная одноэтажная постройка железнодорожно-медицинского назначения. Современный город состоит из деревянных домиков и кирпичных пятиэтажек. Жители интересуются своей историей и увековечивают ее памятниками. Ныне Лихославль позиционирует себя столицей тверских карел. Это не легенда, а историческая правда. Дело в том, что по Столбовскому мирному договору, положившему конец русско-шведской войне 1610—1617 годов, Швеции отошли Ивангород, Ям, Копорье, Орешек, Корела. Местное население, этнические карелы, стали переселяться вглубь России, многие осели севернее Твери, в том числе в районе современного Лихославля. Культурным традициям карелов посвящен современный памятник рунопевцу, сочинителю и исполнителю древних сказаний. Соседствуя с памятником В.И.Ленину у здания местной алминистрации, руновпевец составляет достойную конкуренцию вождю мирового пролетариата. Раньше памятник рунопевцу располагался под огромным серебристым тополем, о которого осталось не так много. Рядом небольшая площадь, где местные жители гуляют с детишками, вполне доброжелательно взирая на любопытных туристов. Библиография:
|
|
|||||
Вернуться к теме: | |||||
|