замки Словакии

на главную страницу

Словакия - неожиданно удивительная страна. На относительно небольшой территории есть и высокие горы (Татры), и сказочно красивые пещеры, и загадочные замки. Прибавьте к этому доброжелательность словаков, всегда готовых помочь в поисках дороги к затерянным меж лесов и полей руинам очередного замка...

Крепостей и замков в Словакии много - около 170. Есть среди них и отреставрированные музейные комплексы, есть небольшие музейные экспозиции, но большинство стоит в руинах на высоких скалах, поросших лесом. Самым древним считается Спишский град (1120 г.), ныне музей под открытым небом, где вместо экскурсоводов и смотрителей Вас встретят колдуньи, звездочеты, рыцари и прекрасные незнакомки в средневековых одеждах. В 1993 году Спишский град был взят под охрану ЮНЕСКО. Большинство сохранившихся здесь замков основано в XII-XIV веках, когда Словакия входила в состав Венгерского королевства. В 1241-1242 годах на территорию Венгерского королевства вторглись татаро-монгольские племена, что привело к возникновению новых оборонительных крепостей и укреплению уже существующих. В XV веке в связи с бурным развитием артиллерии многие замки были реконструированы: укреплялись стены, строились площадки для пушек, возводились многоэтажные цилиндрические башни. Надо сказать, что в то время как одни крепости строились и перестраивались на протяжении последующих веков, другие, страдая от междуусобиц и пожаров, превращались в руины.

Среди открытых для посещения замков-музеев есть такие, где стирается грань между прошлым и настоящим. Здесь можно почувствовать себя не современным задерганным туристом, а средневековым жителем, неторопливо созерцающим окрестные пейзажи, ощущающим крепость как свой дом, часть своей жизни.

Так, в Старой Любовне Вас встретит спокойная барочная музыка. Здесь можно в одиночестве побродить по закоулкам сурового замка, зайти в подземелье, в жилые помещения. Никакого навязчивого сервиса, при входе Вам дадут лишь полное описание крепости на интересующем Вас языке (хотите - на русском), а дальше - полная свобода: можно почувствовать себя средневековым рыцарем, а можно фотографироваться на фоне охотничьих трофеев владельцев замка.

Полная противоположность - известный музей в Красной Горке. Замок расположен удивительно красиво, но встречает недружелюбно. Если Вы одинокий путешественник, Вас, не спрашивая согласия, присоединят к экскурсионной группе в 45-65 человек (по большей части школьников), и экскурсовод на словацком языке долго будет объяснять детишкам предназначение того или иного предмета музейной экспозиции. Разговорный язык не так просто понять, кроме дат и количества метров мало что успеваешь уловить. Зато экскурсия длительная, шаг в сторону рассматривается... (о чем нам неоднократно напоминал вооруженный полицейский в весьма невежливой форме). Зато в этом музее есть мумия, чего в других замках нет, возможно, от этого проистекает безумная важность обслуживающего персонала. Несмотря на то, что замок в Красной Горке большой, красивый и интересный, впечатление от его посещения резко негативное. Утешает лишь то, что это был единственный замок, посещение которого оставило неприятный осадок.

Но самые величественные и романтичные, конечно, замки, закрытые для официального посещения. Пробираясь по проселкам и тропам, спрашивая местных крестьян и карабкаясь по скалам, можно увидеть потрясающие картины местной природы, уникальные руины замков(в том числе королевских), где лишь хищные птицы будут сопровождать удивленного путника.


Библиография:

Словакия. Путеводитель. (Серия "Мир вокруг нас"), М., 2001
Slovak republic. Old Castles, Castles, Manor-houses. Slovakia. 2002



Старая Любовна
Сулов
Гричев
Стречно
Ликава
Шашев
Кремница
Красная Горка
Спишский Град
Плавеч
Град Бреков
Град Чичава
Шомошка
Проезд:
В Словакию из России можно попасть разными путями. Пожалуй, самый беспроблемный - через Украину. Погранпереходы - в Ужгороде и Малом Березном. Мы в 2002 году пользовались последним (в обе стороны). С основной трассы Львов-Ужгород можно срезать угол, свернуть направо на Перечин. Можно также вообще трассу Львов-Ужгород проигнорировать, и поехать по приграничной дороге через Ужокский перевал (вдоль железнодорожной линии). На перевальном плато красиво и пустынно, часть дороги пролегает по погранзоне (пограничники проверяют документы, но пропускают без вопросов). Правда, после спуска в долину дорога представляет собой одну сплошную деревню, ехать приходится 50-70, не больше. Но это окупается отсутствием фур и вообще весьма неинтенсивным движением. Наша информация не претендует на полноту (например, некоторым нравиться ездить через Польшу), более полные сведения можно получить на www.auto.ru в конференции "Отдых и путешествия" и, безусловно, в FAQ автопутешествий.
Оказавшись в Словакии, прежде всего замечаешь резкий контраст - после перенаселенного украинского Закарпатья пейзаж кажется почти пустынным.Создается впечатление, что гор, лесов и вообще "природы" здесь больше. На ближайших к границе заправках можно при неоходимости поменять валюту (в центральных областях Словакии на заправках такой сервис не предусмотрен) и купить наклейку - оплату проезда по автобанам (это не обязательно, если Вы не собираетесь по ним ездить). Если Вы будете выезжать из Словакии по автобану (из Братиславы в Прагу, например), то на границе наклейкой точно поинтересуются, да и внутри страны на всякий случай лучше иметь ее на стекле (а не в кармане, во избежание недоразумений).
Дороги в Словакии в основном хорошие, но в довольно узкие. Участки автобанов пока, к сожалению, встречаются спорадически. При интенсивном движении в горах (а Словакия - страна горная) чувствуешь себя довольно некомфортно в пробках за ползущим на перевал грузовиком. Поэтому нам больше понравился "северный" вариант проезда чрез Снину, Бардеев и Старую Любовну - дороги там свободны, иногда даже пустынны.
Езда по правилам не вызывает раздражения - неоправданных ограничений почти не встречается. Наоборот, часто в населенных пунктах висят знаки, разрешающие скорость 70 или 80, а сами белые таблички с названием (которые у нас нередко вывешивают в чистом поле за несколько километров от деревни) появляются уже после первых домов. От стиля езды словацких водителей тоже осталось приятное впечатление - ездят быстро (если машина позволяет), но при этом вежливо и корректно, без необдуманных обгонов или нетерпеливого мигания фарами.

Карты в бывшей Чехословакии традиционно очень хорошие. К каждой прилагается картонная линейка для измерения расстояний и привязки к GPS-навигатору (со шкалами широты и долготы). Рекомендуем при первой возможности купить автомобильный атлас полуторакилометрового масштаба (на нем даже замки обозначены). Кроме того, вся Словакия "разрезана" на туристические карты полукилометрового масштаба, которые незаменимы как для автомобильных, так и пеших прогулок. Для некоторых районов (Татры, например), есть и четвертькилометровки. Конечно, нужная "мапа" (mapa) найдется далеко не в каждом деревенском магазине, поэтому карты интересующих Вас регионов лучше приобрести в больших городах или крупных туристических центрах, таких, как Высокие Татры (можно рекомендовать небольшой книжный, расположенный прямо на шоссе рядом с железнодорожной станцией в Татранской Ломнице, а также книжный киоск на автобусной станции в Старом Смоковце).
Ссылки :
www.hotel.sk Отели Словакии
www.sorea.sk Отели фирмы Sorea (в основном Татры). Мы были в двух из них (Уран и Морава в Татранской Ломнице). Недорого (правда, в начале июня - еще не сезон) и очень прилично.
Официальный сайт посольства Словакии в Москве Исчерпывающая информация о порядке получения визы.